МААМ-картинки

Формирование социального интеллекта у детей с ОВЗ средствами музыкальной деятельности

Лилияна Стручкова
Формирование социального интеллекта у детей с ОВЗ средствами музыкальной деятельности

Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ социальных качеств и воспитания гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Следовательно, развитие социального интеллекта должно быть одним из основных направлений в работе педагогов детских садов, в том числе и музыкальных руководителей.

Актуальность

Публикация «Формирование социального интеллекта у детей с ОВЗ средствами музыкальной деятельности» размещена в разделах

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Формирование необходимых знаний и умений в детях с ОВЗ как раз и является основной задачей совместной работы психолога и музыкального руководителя.

Цель: формировать у детей способность правильно воспринимать социальные ситуации и умение прогнозировать их развитие.

Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми с ОВЗ подготовительной группы детского сада с низкими показателями уровня развития социального интеллекта. Она состоит из двух блоков, каждый из которых включает в себя 6 занятий.

Первый блок занятий называется «Волшебный город эмоций».

Задачи: расширение представления об эмоциях; развитие умения выражать свои эмоции при помощи мимики и пантомимики; знакомство с музыкальными произведениями, передающими разное настроение людей; развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации, умение осознавать свои чувства, понимать собственное эмоциональное состояние.

В начале занятий первого блока ребята входят в сказочный мир, танцуя под определённую музыку. «Встреча с эмоциями» осуществлялась через игру с зеркалом. Работая с контурными фигурами, дети учатся находить на своем теле «местечко», где «живет» та или иная эмоция, и обозначать его с помощью цвета. Данное упражнение способствует развитию произвольного улавливания ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц в теле.

Занятие заканчивается под музыку при помощи двигательных упражнений, направленных на проживание конкретных эмоций, способствующих снятию мышечных зажимов, развитию доверия у детей.

Второй блок занятий называется «Сказочные истории».

Задачи данного блока - развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать; закрепить, расширить у детей полученные ранее сведения, относящиеся к их социальной компетентности; формировать представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.

Занятия второго блока проводятся с элементами сказкотерапии.

Сказки используются медиативные, для накопления положительного образного опыта, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Дети на каждом занятии «гостят в домике у определенной эмоции», и «житель этого домика» рассказывает им свою историю. В домике Радости – Резвушка, в домике Грусти – Плакса, Злости – Злюка, Страха – Бояка и т. д. Для обобщения и закрепления тем в данном блоке проводится тесное сотрудничество с педагогом психологом нашего детского сада и проводится интегрированные занятия.

С целью создания благоприятного эмоционального фона при знакомстве с содержанием сказки используется фоновая музыка. Ведь музыка, развивает способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни.

Для работы использую фортепиано, муз. центр, диски, музыкальные инструменты, проектор, ширму, маски, элементы костюмов, карточки эмоций, контурные фигуры, изображающие различные эмоции.

Рекомендации по организации занятий

Продолжительность занятий: 30 мин.

Периодичность: 1 раз в неделю.

Количество детей : до 10 человек.

Анализ результативности

Для прослеживания динамики развития детей ОВЗ проводится совместная диагностика с педагогом психологом в начала и в конце года. Исследуя способность детей видеть логику развития ситуаций и смысл поведения людей в тех или иных ситуациях.

Процедура тестирования: ребенку дается семь картинок с нарисованными элементами выражения эмоций и эмоциональных состояний. На двух рисунках с лево, разными способами изображено одно и то же чувство состояния человека. Среди четырёх остальных с право, ребёнок должен найти те чувства, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.

Обработка результатов: за правильность выбора рисунка из изображений с правой стороны начисляется 1 б. и 1 б. за верное название изображённых на каждой карточке чувств.

Итоги тестирования: низкие значения ниже (9 баллов) свидетельствуют о сниженной способности воспринимать социальные ситуации и слабо развитой возможности правильно прогнозировать развитие ситуации.

Максимальное значение выше (от 9 до 14 баллов) соответствует хорошему развитию социального интеллекта, что позволяет детям легко справляться с ситуациями общения и обеспечивает им достаточный уровень адаптации к жизни и способность освоить социальную роль будущего ученика.

Критерием эффективности проведё нной работы можно считать: развите эмоционального компонента социального интеллекта, преобладание положительных эмоций, умение сдерживать нежелательные эмоции или использовать приемлемые способы их проявления, не причиняя вреда окружающим.

Таким образом коррекционная работа по развитию социального интеллекта с детьми ОВЗ средствами музыкальной деятельности способствует широким социальным контактам с различными людьми (близкими, сверстниками, поэтому нужно продолжать повышать знания ребёнка относительно тех или иных социальных событий, в которых он принимает участие.

Использованная литература

Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. –Издательство «Композитор» - СПб,2007.; М. А. Федосеева Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» - Издательство «Учитель» 2015г. гор. Волгоград.

Прикреплённые файлы:

struchkova-la_ut1gp.pptx | 4851,96 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование социального интеллекта у детей с ОВЗ средствами музыкальной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лилияна Стручкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование социального интеллекта у детей с ОВЗ средствами музыкальной деятельности
Опубликовано: 23 января 2024 в 15:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД