Лучший педагог года

Автоматизация и дифференциация звуков с использованием ритмических рядов

Эльмира Акифьева
Автоматизация и дифференциация звуков с использованием ритмических рядов

Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя – логопеда, воспитателей группы и родителей. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что такое автоматизация звуков?

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.

Публикация «Автоматизация и дифференциация звуков с использованием ритмических рядов» размещена в разделах

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звука - это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.

На сегодняшний день выбор методического материала для автоматизации звуков достаточно разнообразен. Есть варианты цветных и чёрно-белых дидактических пособий.

В своей коррекционной работе в логопедической старшей группе на этапе автоматизации поставленных звуков я очень давно использую ритмические ряды. Этот метод работы используется и воспитателями в закрепление коррекционной работы по заданию логопеда и родителями в качестве домашних заданий.

Ритмическая способность человека является одной из универсальных базовых способностей. Ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Моторный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Чувство ритма является одной из основ формирования слоговой структуры слова. А формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения чтением и письмом.

С помощью ритмического ряда на автоматизацию звука ребенок может зрительно увидеть последовательность, поможет закрепить чёткое произношение поставленного звука, поможет ему научиться переключаться с одной артикуляционной позы на другую. А ведь именно от способности переключаться зависит качество письма и чтения, где ребенок должен переключиться от одной буквы к другой с последующим их соединением.

Используя таким образом ритмические ряды, я обязательно учитываю речевые способности ребёнка, не использую слова с не поставленными звуками, а также учитываю во внимание возрастные критерии предъявления вариантов последовательностей в ряду - 1:1 (2-3 года, 2:1, 1: 1:1, 1:2 (4-6 лет).

Ритмические ряды представляют собой ряды последовательности чёрно-белых картинок, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Так, например, для автоматизации звука [Ж] в словах я использую такой ритмический ряд :

Так, например, для автоматизации звука [Р] в словах я использую такой ритмический ряд : рак – рот

Такие ритмические ряды я составляю также для дифференциации поставленных звуков, например, ритмический ряд с дифференциацией звука [К] и [Х] в словах : муха – мука

Ритмический ряд с дифференциацией звука [Ш] и [С] в словах : мишка – миска

Использование ритмических рядов в процессе автоматизации и дифференциации звуков очень удобно и продуктивно не только в отработке на индивидуальных занятиях в детском саду, но и при отработке домашних заданий.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация и дифференциация звуков с использованием ритмических рядов
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 13:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация и дифференциация звуков с использованием ритмических рядов» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Акифьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД