Лучший педагог года

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Смолева
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Этапы проекта:

I. Подготовительный

II. Деятельный

III. Обобщающий (заключительный)

Участники проекта

1. воспитанники и воспитатели группы

2. учитель дефектолог

3. учитель логопед

4. психолог

5. социальный педагог

Вид проекта:

-долгосрочный

Проект рассчитан на воспитанников от 3 до 8 лет.

Место осуществления проекта:

- ГКОУ ЛО Ивангородский Специальный (коррекционный) детский дом

Публикация «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ожидаемый результат: создание портфолио позволит выпускникам скорее встроиться в новый жизненный ритм. Они не будут стесняться показать свое прошлое – и будущее будет в их руках. И не придется наступать на грабли – не только сиротам, но и тем, кто хочет им качественно помогать.

Актуальность проекта

Мы ничего не знаем о воспитанниках детского дома. Если точнее – ничего полезного для их дальнейшей интеграции в общество. В России сирот много, при этом реальных – без родителей – не более трех-пяти процентов. Это мы знаем. Знаем и то, что основная причина попадания детей в детские дома – неблагополучие в семье: уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, алкоголизм, другие вредные привычки. Мы в общем имеем представление о том, как живут сироты в детском доме. Эти представления именно что общие – о каждом конкретном ребенке практически ничего не известно, мы не знаем, что за человек вышел из стен детского дома. Конечно, в последующие учебные заведения поступают документы на сироту. Но чаще всего это поверхностная информация: чем болел, какую грамоту получил, как учился. И лежит эта папка за семью печатями в сейфе директора нового учебного заведения. Сиротам эти документы до 18 лет на руки не выдают. А после того, как воспитанник получает-таки бумаги, чаще всего он отправляет их в мусорную корзину. Часто выпускники детдомов сами не могут сформулировать, кто они и что умеют и знают. В том числе потому, что стесняются или просто не хотят рассказывать о себе.

Наша главная задача избавить детей от социального одиночества. Дать им хотя бы минимальную базу практических навыков для дальнейшего творческого и личностного роста. Подарить детям – сиротам их прошлое. На это и направлен данный проект «Технология портфолио для воспитанников детского дома». Ключевым фактором данного проекта является создание личного портфолио ребенка, которое во время нахождения ребенка в детском доме, заполнял бы воспитатель и сам воспитанник, которое поможет сохранить кусочки его детства и иметь определенную базу достижений при выпуске из детского дома. Ведь даже по фотографиям можно определить, чем и как жил ребенок в детдоме, куда ездил, чем занимался, кто был рядом. Если обладаешь такой информацией о человеке, куда проще искать диалога и контакта.

Новизна проекта заключается в том, что при явном регламентировании его направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, видов работы, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию воспитанников детского дома. Ключевым фактором данного проекта является создание самим воспитанником личного портфолио, которое поможет сохранить кусочки его детства и иметь определенную базу достижений при выпуске из детского дома.

Гипотеза проекта

Портфолио воспитанника детского дома поможет сохранить детям их прошлое, кусочки их детства.

Цели и задачи проекта

Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития воспитанника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи:

- при усыновлении и переводе ребенка в другое учреждение, помочь сохранить память, о его развитие и его достижениях

- создание портфолио каждого воспитанника детского дома;

- оформление выставок творческих работ участников проекта;

- расширение кругозора детей, приобретение ими знаний, навыков и умений через ознакомление с различными видами творческой и общественной деятельности;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

1 Подготовительный этап

Работу по внедрению технологии «Портфолио» в образовательный процесс детского дома, я начала с того, что:

Изучила теоретико-методологические подходы к портфолио как педагогической технологии.

Затем определила задачи, роль и структуру детского портфолио в условиях образовательного процесса в нашем детском доме. Конечно, разработка структуры портфолио и её согласование с коллегами заняло определённое время. Замечу, что структуру портфолио нельзя считать определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере того, как дети растут и какие интересы преобладают у них.

Провела апробацию детского портфолио на своей группе.

Я согласна с мнением Т. Г. Новиковой о том, что основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен». И это было взято за основу портфолио, разработанного для воспитанников моей группы. Помочь ребёнку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

В работе над портфолио должна присутствовать систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Для удобства хранения весь собранный материал мы систематизировали, и теперь он хранится в папках с файлами, так чтобы его можно было посмотреть и педагогам и самому ребёнку.

Начав работу, мы видим, что составление портфолио даёт детям возможность проявлять творчество в своей деятельности, инициативу, индивидуальность, обмениваться информацией друг с другом, объединяясь в небольшие группы по интересам, что служит повышению коммуникабельности. В дальнейшем работая над оформлением портфолио, ребё нок сможет лучше понять себя: свои чувства, переживания, победы, разочарования. А педагогу портфолио позволяет выявить самооценку ребёнка, его мнение о своём социальном окружении, интересы, уровень эмоционального благополучия, что очень важно для становления личности ребёнка. Внимательный педагог, посмотрев портфолио конкретного ребёнка, всегда сможет правильно выстроить индивидуальную работу с ним, сделать акцент на слабые стороны и развивать определившиеся таланты ребёнка.

Портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь так важно заметить что-то хорошее, положительное в ребёнке, а не акцентировать внимание на том, что он ещё не может или не знает. Имея своё портфолио, ребёнок может оценить себя сам с позиции успешности и реальных жизненных достижений.

Именно портфолио предоставит педагогам возможность получить всестороннюю информацию о каждом ребенке. Чаще всего под понятием портфолио подразумевается накопление индивидуальных достижений ребенка за какой-то определенный период, его творческие успехи. Ведь важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что еще не можешь, не знаешь, не умеешь. Чтобы все получилось, очень важно понимать цель создания портфолио. А цели могут быть разными.

Изучив методическую литературу по теме, были определены основные функции портфолио воспитанника :

- диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

- целеполагающая – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

- мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;

- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

- социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;

- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.

При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов. Во-первых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно. Во- вторых, важно не допустить «соревновательности». Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-третьих, важна систематичность работы с портфолио. Еще один принцип, который необходимо учитывать при составлении папки достижений – отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.

Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы. Основные разделы портфолио дошкольника :

2 Деятельный этап:

1. Определила вид и состав портфолио воспитанника

2. Сбор сведений в основные разделы портфолио дошкольника :

- «Давайте познакомимся» (фотография ребенка; имя, предпочитаемое ребенком, его обозначение; информация о рождении, знаке зодиака)

- «Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни; группа здоровья; индивидуальные проявления);

- «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);

- «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка);

- «Золотые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);

-«Что ни слово, золото» (речевое развитие)

- «Светлая головушка» (умственное развитие)

- «Награда для героя» (дипломы, грамоты ребенка в различных конкурсах, фестивалях, выставках);

Педагогическую работу по ведению портфолио мы осуществляем на основе тематических страниц предложенных Фадеевой Е. М., в статье «Педагогические условия введения портфолио в образовательную практику детского сада».

На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирование элементарных математических представлений и других должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:

«что ни слово – золото» (речевое развитие);

«Светлая головушка» (умственное развитие);

«золотые ручки» (трудовая деятельность).

Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио – дело совместное, и «красивость» с точки зрения взрослого должно уступить «красивости» с точки зрения ребенка.

Следует помнить, что работа над портфолио не разовая акция. А. С. Прутченков рассматривает портфолио как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. «Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку эта технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно чтобы ребенок осознал, что в дальнейшей жизни будет требоваться эта постоянная работа по пополнению своей папки личных достижений». Следовательно, задача детского дома, «приучить» ребенка и воспитателя ведению портфолио, т. е. сформировать потребность в регулярном обращении к папке личных достижений, фиксации успехов. «Очень важно, – отмечает А. Прутченков, – чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей».

Ожидаемые окончательные продукты и результаты:

-личные портфолио воспитанников

- сформированность детей 8-го года жизни адекватных представлений о себе, собственных достижениях;

- способность детей представлять сверстникам и близким взрослым собственных достижений;

- наличие у детей интереса к достижениям и успехам сверстников;

- локальная педагогическая технология «Ведение портфолио ребенка»;

- повышение педагогической компетентности педагогов;

Ведение портфолио дошкольника способствует развитию самооценки, формированию личностных качеств ребенка, его социальному развитию, и является актуальным в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Заключительный этап.

Оформлены личные Портфолио воспитанников. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизнь в детском доме и за его пределами.

Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой. Это воспоминания о счастливых детских годах.

Используемая литература.

Кочкина Н. А., Чернышева А. Н. Портфолио в ДОУ. - М., 2009.

Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной терапии. - Справочник старшего воспитателя, 1-08.

Курынова С. Портфолио дошкольника. - Обруч, 6 - 2005.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе в ДОУ «Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе детского сада».Из.

Фотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровья Занятия по арт-терапия. Цель программы: развитие эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов у детей с ОВЗ через арт-терапевтические.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.

Библиотека изображений:

Публикация Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Смолева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 30 января 2019 в 10:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД