Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Елена Григорьевна Быканова
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается гуманизация целей и принципов педагогической работы, идет процесс переосмысления обществом и государством отношения к детям с ОВЗ. Общество, наконец-то, осознало правоту слов, сказанных две тысячи лет назад: «Расти должны все цветы…».

Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах

Создание специальных групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детских садах – это признание права ребенка с ОВЗ на полноценное детство. Такая группа на базе МБДОУ № 44 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово была открыта в апреле 1997 года и существует уже 20 лет.

Для того, чтобы способствовать развитию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка с ОВЗ, в ДОУ созданы следующие условия :

- участие в работе с ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, музыкального руководителя, медицинского персонала и др.);

- использование различных моделей интеграции больного ребенка в общество здоровых детей (постоянной, комбинированной и временной);

- многообразие форм организации образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия с приоритетом последних);

- отбор содержания воспитательной работы в соответствии с двигательными и интеллектуальными возможностями ребенка.

При определении целей, содержания и организационных форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата неизбежно возникает вопрос разработки конкретных методов и приемов, которые помогли бы развить понимание речи не говорящим ребенком, вовлечь в подвижную игру детей, передвигающихся с трудом. Пути решения данной проблемы мы попытаемся продемонстрировать на примере одного из видов детской деятельности - изобразительного.

Часть детей занимается с педагогом-специалистом по изобразительной деятельности, вместе со здоровыми детьми. Тем самым мы соблюдаем условие интеграции для более полной реализации ребенком своих возможностей. Особые занятия проводятся с теми, кто в силу физического состояния ограничен в своих возможностях. Если мы во главу угла ставим не наработку технических навыков и не формирование навыка выполнения, а воспитание веры ребенка в свои возможности, то и деятельность организуется по-другому. Целью занятий по изобразительной деятельности становится развитие воображения, осмысление ребенком действительности в образно-графическом измерении. Часть занятий, естественно, посвящена «вхождению в мир искусства» – рассматриванию иллюстраций, репродукций, предметов народного творчества. Но ребенок должен воспринять искусство не как что-то чужеродное, данное только извне, а подойти к осознанию того, что искусство – это отражение человеческого «Я», что оно помогает человеку понять самого себя.

Поэтому для детей с ОВЗ целесообразно использование приема комментированного рисования, который служит и развитию речевой активности ребенка. Педагог сам рисует ситуации, отражающие опыт или фантазии детей, а они в связи с этим вступают в общение, задают вопросы, делают предложения, сообщения и т. д. По окончании рисования ребенок и педагог составляют рассказ по картине.

Очень эффективно рисование методом тычка, когда выполнение рисунка не представляет большой сложности, а акцент делается на создание образа на бумаге и в сознании ребенка. Можно использовать рисование штрихом, создание каких-либо форм методом налепа и т. д. Главные условия в этой работе : способ выполнения должен быть доступен ребенку, а воспитатель должен ребенка заинтересовать (для этого используется весь арсенал средств, который педагог считает нужным). Полезно участие при создании одной работы детей с разными возможностями, это сближает детей, дает повод оказать помощь (например, при создании коллажа «Мурка гуляет» одни дети рисовали кошачьи следы, другие клеили картинки, и все вместе они сочинили историю о кошке, которой не сиделось на месте).

Умственное напряжение, удовольствие, с которым ребенок творит, влечет за собой и формирование технического навыка, конечно, доступного для данного ребенка, Расширяя духовные горизонты ребенка, мы даем ему возможность использовать его силы, его внутренний потенциал для совершенствования движений и расширения их диапазона. Таким образом, при работе с детьми с ОВЗ наиболее актуально проведение комплексных занятий с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В жизни любого ребенка большое место занимает игра, она не только оказывает влияние на весь ход развития, но и в значительной степени способствует формированию движений. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата игровая деятельность ограничена в силу специфики заболевания, поэтому при проведении игр с разнообразными игрушками, строительным материалом, пальчиковых и подвижных игр воспитатель ставит перед собой цель – формирование потребности осуществления доступных двигательных актов, развитие и укрепление предпосылок основных видов движений, развитие координации, подвижности пальцев, сенсорных навыков, эмоциональности. Педагоги включают игры и упражнения для развития моторики во все виды деятельности детей, подбирая их к содержанию темы, сами изготавливают пособия для игр с пуговицами, шнурками, прищепками и т. п., используя методики Марии Монтессори.

При всем разнообразии индивидуальных путей развития каждого ребенка, есть возрастные этапы, в конце которых все дети достигают определенного уровня развития. Это в норме. Специфика работы компенсирующей группы в том, что мы не можем предъявить какие-либо общие требования, не можем стремиться к определенному результату у всех детей. Мы формируем цели и задачи воспитания и обучения только индивидуально, сравниваем ребенка только с ним самим на протяжении определенных периодов, и это сравнение, при использовании описанных выше методов и приемов, дает положительную картину. Успехи, достигнутые детьми, дают нам стимул к дальнейшей работе и уверенность в ее необходимости.

Публикации по теме:

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ Галина Николаевна Винник, воспитатель,.

Социальная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра помощи семье и детям В статье рассматриваются особенности работы с семьей, воспитывающей особого ребенка. Возможности Кировского центра социальной помощи семье.

Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья 1 слайд «Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2 слайд «Нет такой стороны воспитания,.

Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУТехнологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одним из способов.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

Коллективная работа как форма развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа как форма развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ОВЗ. Работая педагогом в детском саду компенсирующего вида с детьми с ограниченными.

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии.

Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель: Колотилина И. Н. Музыкальные занятия в ДОУ – это возможность для ребенка сменить обычную обстановку, узнать что-то.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности В последнее время все чаще слышатся такие слова как «интеграция» и «инклюзия». Инклюзивное образование заключается в совместном обучении.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

Библиотека изображений:

Публикация Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Григорьевна Быканова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Опубликовано: 27 сентября 2018 в 14:12
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД