МААМ-картинки

Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности

Ольга Киселева
Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности

АННОТАЦИЯ.

На сегодняшний день количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития.

Данная статья посвящена проблеме организации работы с детьми ЗПР в условиях группы комбинированной направленности, где кроме детей данной категории находятся нормально развивающиеся дети.

Публикация «Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности» размещена в разделах

Основное место в статье отводится работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по развитию эмоциональной сферы, так как актуальность данной темы не вызывает сомнений. Дети с ЗПР характеризуются эмоциональной незрелостью, что в свою очередь мешает им успешно социализироваться в коллективе сверстников.

Предложенный материал в статье поможет педагогам и психологам эффективно организовать коррекционно-развивающую работу с детьми с ЗПР в условиях группы комбинированной направленности.

Все чаще педагоги-психологи сталкиваются с проблемой оказания психологической помощи детям с задержкой психического развития, которые находятся в группе вместе с нормально развивающимися детьми.

Для нас эта проблема тоже оказалась актуальной.

Наши дети с задержкой психического развития, по тем или иным причинам не попали в специализированные группы. Специалиста учителя-дефектолога в нашем дошкольном учреждении нет. Поэтому для нас встала задача разработать некую модель организации деятельности педагогов и психолога в условиях взаимоадаптации детей с ЗПР и детей с нормальным развитием.

Дети с ЗПР и дети, не имеющих данного диагноза в возрасте 5-6 лет, в сочетании 1:5 ( 4:16, находятся в едином социуме на территории одной группы комбинированной направленности.

Специфика данной модели заключается в том, что все режимные моменты в группе проходят совместно. Основной обучающий процесс проходит тоже совместно, но имеет множество трудностей, так как дети ЗПР по своему развитию отличаются и имеют свои специфические характеристики. Поэтому с детьми ЗПР проводится индивидуальная совместно разработанная программа по развитию познавательных процессов.

Уникальность этой модели состоит в том, что совместно проводятся и все занятия творческого и общеразвивающего плана. Это позволяет всем детям иметь общие интересы и темы для общения, не чувствовать изоляции и дифференцированного маркирования, подготовиться к школьному обучению.

Педагог-психолог проводит работу с детьми ЗПР по развитию эмоциональной сферы, так как у данной категории детей в качестве ведущих характеристик наблюдается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Дети порой не готовы к теплым отношениям со сверстниками. У них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

В качестве диагностического инструментария используются: метод цветовых выборов, детский тест тревожности, карта наблюдения Д. Скотта, картинки с изображением различных эмоциональных состояний.

В диагностической работы было выявлено :

- Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.

Причинами могут являться: недостаточный опыт распознания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние; имеющийся у большинства детей негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли.

- Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

- Дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.

- Сложные инструкции им не доступны.

Разработанная коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР по развитию эмоциональной сферы способствует устранению искажений эмоционального реагирования стереотипов поведения, препятствующих нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Количество детей в группе 6-8 человек. Не исключается возможность проведения занятий совместно с нормально развивающимися детьми.

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми ЗПР кроме решения коррекционно-развивающих задач создает условия для успешной адаптации в коллективе. Развития произвольной сферы, эффективно влияет на социально-эмоциональное развитие дошкольников, вызывает у детей чувство уверенности в себе.

Проведение лонгитюдного наблюдения в ходе целенаправленной работы показывает, что у детей с ЗПР отмечается положительная динамика в понимании себя и других людей, в формировании эмпатийных проявлений по отношению к окружающим.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Консультация «Формирование представлений о времени у дошкольников с задержкой психического развития» Целью формирования этих представлений является развитие у детей чувства времени, умение определять и чувствовать временные отрезки времени.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Карта педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО 1. Организационное обеспечениеНормативно-правовые локальные акты:•Внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ •Положение.

Конспект интегрированного НОД с детьми группы комбинированной направленности «Путешествие в страну гласных звуков и букв» Конспект интегрированного НОД с детьми подготовительной группы комбинированной направленности «Путешествие в страну гласных звуков и букв».

Конспект итоговой НОД с детьми средней группы комбинированной направленности «Помощь Незнайке» Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы комбинированной направленности Тема «Помощь Незнайке».

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Морское путешествие. Звук [Р], буква Р» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема:.

Консультация «Организация образовательной деятельности в группах комбинированной направленности» В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме,.

Библиотека изображений:

Публикация Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Киселева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация работы с детьми с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности
Опубликовано: 10 марта 2016 в 21:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД