Папки-передвижки

Формирование первоначального лексического запаса у детей раннего возраста с ОВЗ посредством логоритмики

НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Формирование первоначального лексического запаса у детей раннего возраста с ОВЗ посредством логоритмики

«Формирование первоначального лексического запаса у детей раннего возраста с ОВЗ посредством логоритмики»

Ранний возраст - особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Публикация «Формирование первоначального лексического запаса у детей раннего возраста с ОВЗ посредством логоритмики» размещена в разделах

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными не только физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, но и дефицитом внимания со стороны родителей, заменой живого общения взрослых с ребенком длительными по времени просмотрами телепередач и компьютерными играми.

По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Отклонения в развитии ребенка можно выявить уже в раннем детстве (1-3 года).

При работе с такими детьми, мы ставим перед собой следующие цели – стимулировать развитие речевой и мыслительной деятельности, развивать сенсорные процессы и двигательные функции, которые являются основой формирования и развития речи.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использую различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по преодолению речевых нарушений, мы используем такой эффективный метод, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Логоритмика - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павловым, А. А. Леонтьевым, А. Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров и активизации коры головного мозга (В. А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение, память: зрительную, слуховую, моторную, (Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Ю. А. Флоренская).

Применяя логоритмику в своей работе, мы тем самым способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Цель логоритмики для детей раннего возраста :

Стимуляция речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи, путем развития и коррекции двигательной сферы

Задачи логоритмики :

• Развивать речевое и слуховое внимание

• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;

• устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;

• развивать фонематический слух, просодические компоненты

• вырабатывать чёткие координированные движения во взаимодействии с речью

• развивать артикуляционный аппарат

• развивать и корригировать музыкально-ритмические движения

формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.

Методы и приемы логоритмики :

• наглядно – зрительные приемы;

• наглядно – слуховые приемы для регуляции движения;

• словесные методы;

• приемы для обеспечения тактильно – мышечной наглядности с применением различного инвентаря;

• игровая форма.

Формы работы по логоритмике :

1. Подвижные игры, хороводы, физминутки

2. Речевые игры;

3. Художественное слово;

4. Пальчиковая игры и сказки;

5. Пение песенок и вокализов;

6. Артикуляционная гимнастика;

7. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

8. Общие физические упражнения;

В логоритмической деятельности детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:

1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью, развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

Свою работу мы начали с составления перспективно-тематического плана, в котором были определены лексические темы и содержание логоритмических занятий. Мы использовали книги Картушиной М. Ю. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет» и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет».

Также музыкальные записи на цифровых носителях. Широкое применение находит методика Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой», «Веселая логоритмика» (1-5 лет) и «Игровая гимнастика» (3-5 лет, серия "Топ-хлоп, малыши" Т. Сауко и А. Буренино, сборник «Лучшие детские песенки» и т. д.

Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с воспитателем, психологом, дефектологом 1 раз в неделю.

Они проводятся фронтально продолжительностью от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

Посмотрите Структуру логоритмических занятий

1. Вводная часть: создание игровой мотивации, лёгкие задания в виде движения в разных направлениях

2. Основная часть: упражнения на формирование дикции, выработку речевого голоса, воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи). Музыкальные игры с пением и словом.

3. Заключительная часть:

Игры для снятия напряжения. Релаксация

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Необходимое условие для работы на логоритмических занятиях–доброжелательная, эмоционально насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых, создание атмосферы радости, праздника, желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия.

Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Существует определенный набор элементов логоритмики, который включает в себя:

• пальчиковую гимнастику

• игры или упражнения на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);

• дыхательные упражнения;

• рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);

• игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению;

• танцевальную разминку или игру на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан);

• упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

Главная цель наших игр – занятий - стимулирование активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период мы приучаем ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей от нас требовалось :

-расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения;

-создавать развивающую речевую среду;

-использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющие основу речевых занятий;

-чтение художественных текстов;

-пение небольших песенок,

- игры с текстами.

Маленькие дети очень подвижны, любознательны и эмоциональны. Они очень хорошо усваивают, новый материал, если с ними играют, поют, танцуют.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с логопедом в кругу или сидели полукругом. А родители находятся рядом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть логопеда, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений

Они основаны на тесной связи слова, движения и музыки и начинаются с игровой мотивации: показа какого-либо персонажа (картинки) и рассказывания небольшого стихотворения про него или пения песенки. Дети рассматривают игрушку (картинку, гладят ее, называют. Читая стихотворение про персонаж побуждаем детей к повторению отдельных слов или фраз. Дети сначала слушают, затем повторяю т вместе с логопедом. Малоговорящие малыши внимательно смотрят на педагога и на сверстников, стараются повторять отдельные слова. Данный прием способствует формированию интереса к взаимодействию с взрослым.

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

Большое значение в логоритмике уделяется пальчиковой гимнастике.

Выполняя её, дети развивают речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать ее, повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Но у малоговорящих детей возникали трудности в выполнении отдельных элементов, требующих определенных точностей, например, соединение пальцев в колечки, рожки улитки, элемент имитации перемалывания муки и т. д. Поэтому, в ходе индивидуальной работы оказывали помощь, подбадривали словом Для того, чтобы малыши быстрее запомнили текст и научились соединять слова с движениями - пальчиковую игру проводили в медленном темпе, постепенно убыстряя и доводя до нормы.

Счетные упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки, которые способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения– это ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений. Стихи из этой группы упражнений содержат разные действия для каждой отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе переключаться между разными действиями. Эти стишки – веселая логоритмика, потому что здесь можно изображать разных животных, от медведя до зайца, или времена года.

Развитие чувства темпа необходимо для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Наши дети любят играть на погремушках, дудочках, ложках,маракасах, бубнах и т. д. Оркестр шумовых инструментов включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Пение прекрасно развивает дыхание и голос, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию и координируют слух и голос. С целью обогащения словарного запаса детей, мы подбирали песенный материал. Для того, чтобы дети легче усвоили ритм и содержание песни, использовали прием инсценирования. Это помогает быстрее и лучше запоминают текст песни и усваивают ритм.

Упражнения на развитие фонематического восприятия – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Упражнения направлены на различение слов, слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, воспроизведение слоговой структуры слов. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения. С их помощью мы вырабатываем правильную воздушную струю. Дети на занятиях вдыхали аромат спелых яблок, дули на осенние листочки, снежинки, бабочки, прятали лягушку под листик кувшинки и т. д. Малышам предлагались игры на основе звукоподражания, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов.

Упражнения на развитие мимики направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек). Стишки, в которых можно и нужно покривляться и изобразить какое-либо животное или чувство очень важны для развития речи.

Упражнения на активизацию внимания и памяти воспитывают устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

В занятия логоритмики, мы обязательно включаем танцевальные разминки. Разучивание танцевальных движений проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх мы не оцениваем качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься. Для того, чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, мы включаем их в утренние гимнастики.

Немаловажной задачей стало для нас формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям мы постепенно развиваем умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. Детям нравятся такие заключительные упражнения, они вызывают у детей положительные эмоции.

В конце каждого занятия, проводим релаксационные упражнения. Такие упражнения помогают сосредоточить внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. Предлагаем детям послушать музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре. Релаксационное упражнение сопровождается художественным словом.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении игровых занятий учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

Мы считаем, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Еще один плюс этих занятий это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе и взаимодействовать не только со взрослыми, но и с детьми.

Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка.

В каждой семье свои представления на то, как нужно развивать речь ребенка. Для этого мы проводили анкетирование на тему «Развитие речи ребенка в домашних условиях». При помощи качественного и количественного анализа ответов, выяснилось, что основная масса родителей отдает предпочтение нынешним развивающим мультикам, программам для детей, музыкальным книгам. Меньшая часть занимаются чтением художественной литературы, рассматриванием картинок с последующим пояснением, проигрывают речевые игры, прогулки с комментариями происходящего.

Участие родителей в логоритмических занятиях, позволило им не только понять смысл данной работы, но и увидеть разнообразие форм, методов и приемов, используемых в работе с малышами по развитию активной речи, убедиться в том, что речь ребенка развивается в совокупности формирования : познавательных процессов, двигательной сферы, мелкой моторики, дыхания и др. Родители с удовольствием участвовали в совместных логоритмических упражнениях.

Через оформление информационных стендов, памяток, буклетов знакомим родителей с отдельными элементами логоритмических занятий с упражнениями, которые можно было проводить дома. Для этого мы советовали приобрести музыкальные диски с веселой логоритмикой Е. Железновой.

Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют стимуляции и развитию всех функций речи у детей вне зависимости от вида речевого нарушения, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, развивают общую и мелкую моторику, четкость и координацию движений.

Проведенная работа показала, что своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях). Манипулятивная игра сменяется процессуальной.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Логоритмика, друзья, умная наука!

С нею. точно знаю я, не страшна нам скука.

Логоритмика – забава и учеба, и игра!

Очень любит заниматься этим наша детвора.

Это знают все вокруг, логоритмика – наш друг!

Она учит, исправляет, с нами весело играет!

Движение, музыка и слово! Все это связано толково.

Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование первоначального лексического запаса у детей раннего возраста с ОВЗ посредством логоритмики (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование первоначального лексического запаса у детей раннего возраста с ОВЗ посредством логоритмики
Опубликовано: 31 мая 2021 в 21:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД