Место работы:
Семейная педагогика, семейное воспитание.
Взаимосвязь работы учителя-дефектолога и родителей.
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и учителю-дефектологу необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Цель совместной работы- активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:
● увидеть мир с позиции ребенка;
● относится к ребенку как к равному;
● понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;
● знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
● проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
● установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Задачи, которые ставит учитель-дефектолог, работая с родителями в течение учебного года:
● установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
● повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
● формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
● помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
● воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Семейная педагогика, семейное воспитание.
Учитель-дефектолог в работе с семьей использует традиционные и нетрадиционные методы и формы работы: групповые собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация, открытые занятия с детьми, приглашение родителей на праздники, совместные мероприятия.
Одним из видов совместной работы учителя-дефектолога и родителя с ребенком является индивидуальная тетрадь. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Учитель-дефектолог предлагает задания на развитие основных психических процессов: память, внимание, восприятие, мышление, речь. А так же на развитие мелкой моторики рук, фонетических представлений. Задания подбираются для каждого ребенка индивидуально, с учетом его возможностей. Задания учителя-дефектолога не требуют специальной подготовки и не отнимают много времени у родителей. Работая по данным заданиям, родители видят, что у ребенка получается очень хорошо, а в чем он испытывает трудности.
Ведение индивидуальной тетради позволяет родителям не только следить за ходом развития ребенка, но и принимать участие в его воспитании, обучении и коррекции.
Огромное значение в коррекционном обучении имеет слаженная, грамотная, работа учителя-дефектолога и родителей. Успехи ребенка во многом будут зависеть от того, насколько активно принимали участие в этом родители.