Очень важно для ребенка уметь ориентироваться в окружающем его пространстве. Взрослый может помочь ему в этом, развивая у ребенка пространственное мышление.
Ребенка 3 - 4 лет нужно учить различать пространстенные представления, связанные со своим телом ( знать правую и левую руку ), а также ориентироваться в пространстве ( позади, впереди, вверх, вниз ).
В 4 - 5 лет ребенок продолжает осваивать пространственное расположение предметов относительно себя.
В 5 - 6 лет ребенок уже должен определять местоположение одних предметов относительно других., познакомить ребенка с относительностью пространственных направлений. Спросить: " Где находится игрушка от тебя? Справа. А от меня слева. Почему? Потому что мы занимаем разное положение. Если я встану, как ты, - от меня будет справа".
Закреплять полученные навыки помогут игры и упражнения.
"Веселые игрушки "
Упражнение на закрепление знания левой и правой руки. Попросить ребенка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.
"Что изменилось? "
Ребенок сидит на стуле в центре, с четырех сторон от него стоят стулья на них положить игрушки. Взрослый называет предмет, а ребенок где он находится.. Затем меняем игрушки местами и узнаем, что изменилось?
"Далеко и близко"
Попросите ре6енка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него, задавая наводящие вопросы: что перед ним, что сзади, справа, слева, внизу, вверху, что далеко, что близко.
"Найди игрушку"
Предложить ребенку выйти из группового помещения. Спрятать в комнате игрушку и попросить ребенка найти ее, используя ваши подсказки: иди вперед, поверни налево, сделать шаг назад, посмотреть внизу, на полке, в шкафу, выше, ниже и т.д.
"Клад "
Вместе с детьми составить план группового помещения. Указать на плане знаком место, где спрятан клад. Помочь ребенку, в случае необходимости, в каком направлении следует идти Также можно использовать различные виды лабиринтов, схем..
"Зазеркалье"
Взрослый садится напротив ребенка Говорит ему:" То, что я буду делать правой ( левой ) рукой, то и ты тоже должен делать правой ( левой ) рукой. Взрослый косается по очереди своего правого плеча, левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правой пятки и т.д.
"Жмурки "
Ребенок передвигаясь по группе с завязанными глазами, описывает свои действия: шаг назад, три шага вперед, поворот направо, шаг влево.
Все эти игры и упражнения можно использовать на занятиях , в свободное время от занятий, во время прогулок.
Предыдущие статьи: