Тамара Заляутдинова
Звуковая гимнастика как развлечение для здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Очень часто педиатры, осмотрев ребенка, к основному диагнозу заболевания добавляют: "Ребенок из группы часто болеющих детей". Легочные и носовые ходы у ребенка узкие и это затрудняет поступление воздуха в легкие. А потребность в двигательной активности у многих ребят так велика, что легко возникает дыхательная недостаточность.
Публикация «Звуковая гимнастика как развлечение для здоровья ребенка» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
При заболеваниях органов дыхания чаще всего нарушается выдох. В связи с этим, дыхательные упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, с удлинением фазы выдоха. Дополнительное сопротивление (вдох через суженные губы, через трубку) уменьшает частоту дыхания, увеличивает его глубину и активизирует работу дыхательных мышц. Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, наклоном туловища вперед, в сторону, подъемом ног вперед и т. п.
Выделяются статические и динамические дыхательные упражнения:
а) статические - с изменением ритма, глубины дыхания, с произнесением звуков, с сопротивлением;
б) динамические - сочетающиеся с движением конечностей или туловища.
Большинство дыхательных упражнений усиливает торможение в центральной нервной системе, улучшает кровообращение и поэтому широко используется с целью отдыха между другими физическими упражнениями. Сочетание общеразвивающих упражнений с дыхательными способствует улучшению внешнего дыхания и в связи с этим формированию навыка, который необходим при выполнении упражнений прикладного (ходьба, бег) и спортивного (ходьба на лыжах, плавание и др.) характера.
Одной из разновидностей дыхательной гимнастики является звуковая гимнастика. Большое значение имеет интенсивность звуков (громко и протяжно, энергично и четко и т. д.). Создаваемая при этом вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и особенно полезна при заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся спайками и обструкцией. Продолжительность выдоха должна регулироваться самим ребенком, чтобы не вызывать перенапряжения и кашля.
Из специальных дыхательных упражнений для детей, которые дают нам возможность управлять глубиной, ритмом и силой дыхания, звуковая гимнастика является наиболее эффективной. Произнесение звука «а» улучшает вентиляцию верхушек лёгких и тренирует дыхательные мышцы, звук «у» действует успокаивающе. Употребление гласных «у», «о», «а», «е» и слов «глух» и «сух» (если их произносить медленно и шёпотом) успокаивает верхние дыхательные пути, очищает голосовые связки.
Сочетание гласных и согласных («бп», «дг», «кг», «кч», применяемых в звуковых упражнениях, способствует лучшему отхождению мокроты, расслабляет мышцы горла.
Включение в звуковую гимнастику жужжащих и рычащих звуков, произносимых громко, энергично, действует как вибрационный массаж, расслабляет мышцы крупных и мелких бронхов.
Детям младшего возраста предложите на выдохе произнести звуки, подражая паровозу («чух-чух», самолёту («у-у-у», жужжанию жука («ж-ж-ж», писку комара («пи-и-и»). Произношение шипящих и свистящих звуков помогает удалить воздух из дыхательных путей и, следовательно, предупреждает развитие эмфиземы.
Противопоказанием к звуковым упражнениям является наличие бронхоспазма.
Важное предостережение: если ребенок во время занятий чувствует покалывание и онемение конечностей, кисти его рук начинают самопроизвольно дрожать, а цвет лица резко меняется – произошла гипервентиляция легких. Чтобы облегчить состояние, попросите его сложить руки ковшиком, поднести их к лицу и подышать в них.
В занятиях важно строго соблюдать основные дидактические принципы: доступность и индивидуализация, систематичность и постепенность повышений требований.
В лечении и профилактике заболеваний дыхательных путей огромное значение имеет динамическая звуковая гимнастика. То есть такая, при которой дыхание сочетается с физическими упражнениями. Разные упражнения по-разному влияют на фазы дыхания (вдох и выдох, подвижность грудной клетки и диафрагмы, работу мышц, прямо или косвенно участвующих в акте дыхания.
Примеры звуковых дыхательных упражнений из сюжетного цикла «В лесу».
Воздух в носик наберем, комаров сдувать начнем (один раз вдох, два раза выдох – сдуваем двух комаров)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее (вдох на месте, затем два выдоха – два прыжка без остановки через два «глубоких ручья»)
Смотрит, серый шалунишка, испугался ребятишек (на вдох - руки на поясе, расправив плечи – «заяц выглядывает из кустов», на выдох – присед, обхватить колени руками, произносить протяжное «ах-х-х» - прячется)
«Сердитая ворона»
И. п. ноги врозь, руки вдоль туловища.
(посмотреть вниз – ворона что-то рассматривает, сидя на ветке)
1 – вдох, руки в стороны (расправить крылья)
2 – выдох, медленно опускаем руки, говорим протяжно «кар-р-р» (звук «р» надо тянуть как можно дольше)
«Ветер качает деревья»
И. п. о. с., руки за головой, локти в стороны.
глубокий вдох через нос
1 – спокойный выдох со звуком «ш-ш-ш», медленно наклониться в правую сторону
2 – вдох, вернуться в и. п. То же влево. (выполняется плавно, без остановок)
«Холодно-жарко»
И. п. сидя на коленях, руки свободно.
1 – вдох, отвести руки в стороны-назад «жарко»
2 – выдох, сгруппироваться, обнять себя за плечи, потереть их, произнести протяжно «ух-х-х»
«Птенец выпал из гнезда»
И. п. лежа на спине, руки за головой.
1 – вдох, выпячивая грудь, оттянуть локти к коврику (спина прижата к ковру)
2 – выдох, расслабить мышцы, произнести «пи-и-и»
«Змея»
И. п. на животе, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч, пальцы вперед.
1 – вдох – медленно выпрямляя руки поднять сначала голову, потом грудь, прогнуться, не сильно запрокидывая голову
2 – выдох со звуком «ш-ш-ш», вернуться в и. п.
«Ежик свернулся»
И. п. на спине, руки вдоль тела.
1 – вдох, 2 – выдох, поднять согнутые в коленях ноги, руками подтянуть к животу, произнести «пф».
Подвижная игра «Лягушки в болоте»
Дети стоят по кругу. Взрослый дает команду широко расставить ноги и присесть, руками упор возле внутренней стороны стоп. «Лягушки прыгают к болоту» - Сделать вдох, прыгнуть вперед, произнести «ква», так несколько раз, когда круг сузится, прыгнуть, сказать «плюх» - «прыгнули в воду».
Игра на концентрацию внимания «Пчелка».
За нами пчелка полетела и ужалить нас хотела.
Стоя свободно, сделать вдох и произнести «ж-ж-ж» при этом представив, что куда пчела хочет сесть, произносим звук и следим глазами за «пчелой» - переводим взгляд на нос, плечо, руку, ладонь, колено.
Пенье птиц уже не слышим, просто воздухом подышим.
Вдох, руки на животе. Живот надувается, заполняется воздухом, выдох – опускается.