Елена Дмитриева
Знакомство малышей с празднованием святок.
▼ Скачать + Заказать документы
Святки малышам
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: игровая.
Возрастная группа: вторая группа раннего возраста.
Тема: святки малышам.
Цель: формировать первичные представления о традициях и праздниках малой Родины и Отечества.
Программное содержание:
Образовательные задачи: познакомить детей в доступной форме с народной традицией празднований святок; знакомить с народным фольклором.
Публикация «Знакомство малышей с празднованием святок,» размещена в разделах
Развивающие: развивать внимание, речь, слуховое восприятие, двигательную активность детей.
Воспитывающие: воспитывать интерес к народным традициям своей малой Родины.
Предварительная работа: чтение потешек, рассматривание иллюстраций зимних забав.
Словарная работа: святки, щедровки, ряженые.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Святки малышам», аудиозапись: П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки.», народная песня «Шел козел по лесу», Ивана-купала «Коляда»; маска козла.
Ход деятельности
Дети рассаживаются на приготовленные места для просмотра презентации.
Воспитатель включает, негромко, аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь.»
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы отмечали недавно? Кто приходил к вам в гости и что приносил? (Новый год. Дед Мороз приносил подарки.)
Потом вы наверняка ходили в гости к своим крестным и носили им кутью -сладкий рис с изюмом, яблоками. (Да.)
Сегодня я расскажу вам о праздниках, которые называются «Святки».
Воспитатель начинает показ презентации и комментирует речью.
Слайд 1.
Святки – две недели зимних праздников, которые начинаются с рождества и заканчиваются крещением, это время, когда жизнь переворачивается, когда можно делать все, что запрещается во всякое другое время, когда все люди радуются, делают добро, ходят в гости и дарят подарки.
Слайд 2.
Рождество – это детский праздник, и радость этих дней обязательно нужно передать детям.
Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать.
Слайд 3.
Дети и взрослые собираются вместе, переодеваются в зверей или сказочных персонажей и идут щедровать по селу. Обязательным атрибутом была звезда на палке в виде солнышка, украшенного лентами. Стучались в окна и двери, пели песни-щедровки - веселые песенки.
Слайд 4.
ЩЕДРОВАТЬ это значит, ходить вечером на старый новый год группами по домам, с песнями, поздравляя, желая всякого добра, и собирая за это подачку.
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Вставай, народ,
Выходи из ворот -
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Слайд 5.
Хозяева одаривали ряженых всякими вкусностями и за это ряженые их хвалили.
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
Слайд 6.
А жадных - ругали.
Таусень, таусень,
Ходим по всем!
Кто не даст киселю -
У ворот напылю.
Кто не даст пышку -
Я овцу подмышку.
Слайд 7.
Не дашь мне ватрушки –
Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога.
Слайд 8.
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
Слайд 9.
Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.
Слайд 10.
Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки.
Слайд 11.
Одной из игр была «Козел». Посмотрите кто к нам пришел?
Воспитатель включает аудиозапись народной песни «Шел козел по лесу», надевает маску козла.
Игра «Шел козел по лесу.»
Дети встают со стульев, и вместе с козлом (воспитателем) танцуют, повторяя движения за воспитателем.
Слайд 12.
Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.
В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали.
Послушайте, пожалуйста, сказку про один из таких вечеров, усаживаемся поудобнее. Дети садятся на стулья.
Слайд 13.
В Крещенский вечер (сказка)
Было это давным-давно на зимние Святки. Собрались в крещенский вечер к Машеньке подружки - о суженом-ряженом гадать. Стали они через дом башмачки бросать – кому что сбудется, не минуется загадывать. Побросали башмачки и пошли смотреть, в какую сторону носок башмака указывает: в сторону родного дома - в девках сидеть, в сторону чужого - замуж идти.
Все подружки нашли свои башмачки, а Машенька не нашла. Искала она, искала, ходила вокруг дома, ходила. Потом поглядела на небо и спрашивает:
- Месяц - золотые рога, скажи: не видал ли ты моего башмачка?
Месяц отвечает:
- Меня чёрная туча закрыла, я не видал!
Подошла Машенька к воротам и спрашивает:
- Ворота - дубовые верейки, не видали ли вы моего башмачка?
А ворота скрипят:
- Нас снег запорошил, мы не видали!
Спрашивает она у печной трубы:
- Печная труба, ты высоко торчишь, далеко глядишь, не видала ли ты моего башмачка?
- Меня дым застил,- отвечает печная труба,- я не видала!
Пришла Машенька в дом. Вдруг голос из-за печки говорит:
- Девушка, девушка, я твой суженый-ряженый! Выходи за меня замуж.
Испугалась Машенька. А деваться-то некуда. Вот она спрашивает:
- А ты кто такой?
- Я домовой.
- А ты молодой?
- Я молодой домовой, мне всего тыщу лет.
- Нет, не пойду я за такого старика замуж!
Тут из-за печки полетел её башмачок и на пол упал. Поняла Машенька, кто его подобрал и унёс, - домовой озорничал.
Понравилась сказка? (Да).
Слайд 14.
Воспитатель включает аудиозапись Ивана-купала «Коляда» и предлагает детям поводить хоровод.
Собирайся народ в веселый хоровод. Дети берутся за руки и воспитатель «ручейком» водит их по группе, то замедляя, то ускоряя ход.
Хоровод «Коляда».