Наталья Харланова
Знакомство дошкольников с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
«Знакомство детей с профессиями»
Введение дошкольников в мир профессий является значимым этапом в формировании их профессиональной идентичности.
Когда стоит начинать знакомить ребенка с различными профессиями?
Публикация «Знакомство дошкольников с профессиями» размещена в разделах
Уже в возрасте полутора-двух лет можно начинать объяснять различия между профессиями. Однако, при желании обучить детей специальностям, стоит помнить, что им еще сложно воспринимать многие вещи, особенно те, с которыми они не сталкивались. Поэтому на начальном этапе следует осветить профессии, с которыми дети встречаются достаточно часто: продавцы, водители, врачи, дворники, милиционеры.
Когда малыш приобретет представление о транспортных средствах, инструментах и рабочем оборудовании, можно постепенно вводить новые понятия. В возрасте 3-4 лет дети должны уже иметь представление о том, где и кем трудятся их близкие – мама, папа, бабушка; понимать суть их работы и ее значимость, при этом информация должна со временем углубляться.
Как можно познакомить ребенка с профессиями?
Посещения рабочих мест и экскурсии могут помочь в этом. Можно провести время в магазине, столовой или возле строящегося здания, наглядно показывая процесс работы и используемые инструменты, например, как продавец взвешивает и упаковывает продукты.
Для знакомства ребенка с такими профессиями, как пожарник, рыбак или стоматолог, можно организовать экскурсию на их рабочие места. В настоящее время многие туристические компании предлагают подобные экскурсии, а также они разрабатываются в рамках образовательных программ для дошкольников.
Чтение литературы также играет важную роль в знакомстве с различными профессиями.
Множество детских авторов и поэтов затрагивали эту тему в своих произведениях. Например, Дж. Родари в "Чем пахнут ремесла?", В. Маяковский в "Кем быть?", А. Барто с "Маляром" и "Песней моряков", С. Михалков с "Парикмахером" и "Дядей Степой", а Б. Заходер в "Портнихе" и других рассказах. Чтение книг и показ иллюстраций помогает объяснить ребенку, кто таков пограничник, почтальон или механик, также можно использовать загадки и рассказы.
Ролевые игры предоставляют еще один способ освоения взрослого мира. Играть в учителя или врача с детьми можно с помощью простых атрибутов, таких как указки и учебные материалы. Используя подручные средства или специальные наборы, вы сможете создать увлекательную и образовательную атмосферу.
Такие развлекательные форматы в легкой и непринужденной обстановке знакомят детей с особенностями различных профессий, способствуя развитию их воображения.
Мультфильмы и специальные видеоролики, направленные на обучение, создаются для детей определенного возрастного диапазона. Они наглядно и доступно объясняют ключевые аспекты работы швеи, машиниста или художника в сжатые сроки. Наблюдая за персонажами на экране, дети могут легко овладеть названиями новых предметов и действий.
Дидактические материалы, касающиеся профессий, представлены различными карточками и плакатами, которые изображают людей разных профессий в процессе работы — например, пекаря, который печет хлеб, балерину, танцующую на сцене, или кассира, пробивающего чек.
Обсуждая изображения с ребенком, взрослые могут задавать вопросы, касающиеся внешнего вида работников и их инструментов.
Как правильно знакомить ребенка с профессиями?
Родители, а также педагоги в детских учреждениях могут следовать определенному плану:
-Назвать полное название профессии и кратко изложить, чем именно занимается данный специалист.
-Раскрыть место его работы, например, больница для врача или кухня для повара.
-В ситуациях, когда требуется специальная форма, можно познакомить ребенка с различными типами униформы и объяснить, чем один костюм отличается от другого. Например, каковы особенности одежды милиционера, пожарного, машиниста поезда и так далее.
-Следует ответить на вопросы ребенка о тех инструментах или оборудовании, которые используются в профессии. Милиционеру необходим жезл, портнихе — ножницы, мел и линейка, а астроному — телескоп.
-Важно описать и, если возможно, демонстрировать на примерах или разыгрывать действия работников: повар готовит, журналист берет интервью, клоун веселит зрителей.
-Нужно рассказать о результатах, которые достигаются в конце трудовой деятельности: это может быть приготовленный обед, вылеченный зуб или собранное молоко.
-В завершение разговора стоит обсудить значимость, полезность и необходимость труда одного человека для окружающих.
ОБУЧАЙТЕ ДЕТЕЙ, ИГРАЯ!