Людмила Cолодовник
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Знакомство детей с государственной символикой России
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В последнее время появился термин " новый патриотизм", который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Знакомство детей с государственной символикой России» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Темочки
Конечно, начиная работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь в воспитании чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Для достижения этой цели необходимо решение многих задач, одна из которых задача: воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России : знакомство с гербом, флагом, гимном РФ. Воспитание уважительного отношения к символам государства.
Дошкольное детство - важнейший период становление личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В основу реализации этой задачи положены следующие принципы:
- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и т. д. ;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
Ознакомление с государственной символикой России, по моему мнению, можно начинать со средней группы, а в старшей группе расширять представление об их значении. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. В группах нужно организовать зоны гражданско-патриотического воспитания с соответствующим оформлением и с обязательным наличием образца российского герба и флага, аудиозаписи гимна РФ. Форма работы с детьми были организованны как на специальных занятиях, так в совместной и самостоятельной деятельности.
Формируя представления о государственном флаге и гербе, воспитывая уважительное отношение к государственным символам, я использовала следующие методические приемы:
- использование художественного слова,
- демонстрация (показ) изображения флага и герба (макетов, а также монеты, ксерокопии документов с изображением герба, оттески печатей, картинок, на которых изображен государственный флаг России : на здании правительства, на военном корабле, самолете и др., флаги и гербы других государств,
- рассматривание их,
- наблюдение в ходе прогулок на каких зданиях можно увидеть государственную символику.
- рассказ о флаге:
«Посмотрите внимательно на наш флаг и скажите, какого цвета полоски на флаге. Правильно белого, синего и красного. Белая полоса напоминает нам о белоствольных березках, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о легких летних облачках, о белых ромашках на лугу. Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки и моря России. А красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Посмотрите внимательно, как располагаются полоски на нашем флаге. Сверху белая, посередине синяя, потом красная» (для среднего дошкольного возраста)
«Бело-сине-красные полосы на российском флаге неслучайны. В России эти цвета означали : белый - благородство, синий – честность, красный - смелость и великодушие. Эти цвета русский народ считал самыми красивыми…Флаг можно увидеть на государственных учреждениях, в дни государственных праздников. Кремль – место работы президента, когда президент в Кремле, над зданием поднят флаг. Флаг можно увидеть на самолетах, космических ракетах. На международных спортивных соревнованиях тоже поднимается государственный флаг, когда наши спортсмены награждаются за победу» (для старших дошкольников)
«Государственные символы – это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами
- рассказ о гербе:
«У каждой страны есть еще один государственный символ – герб. На гербе мы видим изображение какого-то важного символа страны, животного или предмета. Рисунок герба подчеркивает самое главное в этой стране, то, чем она отличается от других стран. В старину гербы были даже у небольших городов…Дети, это герб нашей страны – России. Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит. На нем изображен двуглавый орел. Неслучайно, орел – это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит все вокруг. У нашего орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. Над орлом – золотая корона, значит, этот орел – самый главный! В лапах орла символы власти – скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. Давайте вспомним, где можно увидеть герб. Например, на монетах, на документах, на печатях. Даже у нашего детского сада есть герб – это солнышко на фоне голубого неба и взявшиеся за руки дружные ребята. Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. На груди орла – изображение всадника на белом коне, который поражает черного змея. Это добро побеждает зло».
- прослушивание фонограммы гимна РФ,
- рассказ о гимне:
«Дети, у каждого народа, каждой страны есть своя самая главная песня! Песня, которая рассказывает об истории этой страны, ее людях, их мечтах, ее богатстве и красоте! Это самая главная песня называется – гимн страны. У нашей страны, России, тоже есть гимн. Он звучит очень торжественно, величественно. Когда звучит гимн страны, все перестают разговаривать, встают, мужчины снимают головные уборы и слушают гимн. Вот какая важная песня! Многие из вас уже слышали гимн по телевизору. Гимн звучит только в особых, очень торжественных случаях. Под звуки гимна спортсмены, ученые, писатели, артисты – получают награды, а молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещание защищать ее от врагов. Граждане каждой страны гордятся своим гимном».
- вопросы, пояснения, беседы, изготовление макета флага и т. д.
-личный пример, пример родителей.
Благодаря этим приемам мне удается сформировать и совершенствовать представления о государственной геральдике (символике) России, Ставропольского края, родного города, расширить и обогатить представления о России как о родной стране, воспитать уважение и гордость к культурному прошлому, интерес к русскому менталитету, показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях, обогатить речь детей жанрами устного народного творчества, воспитать патриотов своего Отечества.