Юлия Облавацкая
Значение рисования для детей. Родительская реакция на творения и несколько идей для совместного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование – это процесс невероятной глубины и смысла. Даже абсолютно неосознанное и бессмысленное. Если говорить о детском рисовании, то первым на ум приходит развитие в этом процессе мелкой моторики. Это на самом деле крайне важно, и вовремя начавший рисовать ребенок, скорее всего, вовремя заговорит. А несчетное количество техник и разнообразных приемов в рисовании позволяет развивать ту же саму мелкую моторику с большим интересом.
Публикация «Значение рисования для детей, Родительская реакция на творения и несколько идей для совместного рисования» размещена в разделах
Но это далеко не единственное и отнюдь не главное значение рисования для ребенка. Наверное, в первую очередь, это способ развития гармоничной личности. Как ни как, рисование – процесс творческий. Малыш может попробовать себя и оценить свои возможности, развивать эстетические свои стороны. С помощью рисования маленький художник не только отображает действительность и мир, но и стремительно познает его.
Любой родитель может обернуть урок рисования в развивающее познавательное либо захватывающее игровое занятие. С помощью рисования можно учить формы, цвета, размеры, пространственные понятия. А еще здорово поднимать самооценку творца, каждый раз хваля его за шедевры.
Язык детского рисунка
Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора. Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: "Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия". Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков сделанных в течение месяца или двух.
Прежде всего обратите внимание на сюжет рисунков.
Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы.
Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении.
Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.
Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов, не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.
Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки, это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.
Цвет передает эмоции.
При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле "уж точно не красные".
Синий – цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый передает ощущение надежности, принятия.
Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый – ощущение нежности, чувствительности.
Серый – состояние смутной тревоги.
Черный указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.
Размер деталей рисунка.
Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо, – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить.
Обратите внимание: если пропущены руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы "прислушивается" к их словам.
Рисования как изотерапия
Об этом хочется сказать отдельно. Потому что проблема детских страхов, переживаний, дискомфорта знакома многим родителям. Посредством рисования ее можно решить, что психологи и называют изотерапией. Это целая отдельная тема! Но вкратце смысл метода можно описать так: предложите ребенку нарисовать то, что его волнует или чего он боится. Возможно, ему что-то приснилось ночью или в саду его обидели другие дети. А, может, он испугался чего во время дневной прогулки? Пусть изобразит свои страхи на бумаге. Ну а дальше можно поступить несколькими способами. Например, из страшного сделать что-то милое или беспомощное: злую собаку можно «посадить на цепочку» и «одеть намордник», а в темной комнате «поставить торт со свечами».
РОДИТЕЛЬСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ТВОРЕНИЯ.
Очень важна роль родителя в этом занимательном процессе. Вы должны не просто обеспечить художника всем необходимым, но еще рассказать и показать, что для чего предназначено, как этим пользоваться, что из этого может получиться. Особенно на первых порах может возникнуть потребность рисовать вместе с ребенком. Это вовсе не означает, что вы беспрерывно будете вмешиваться в художество детки, пытаясь что-то исправить и усовершенствовать. Детские шедевры не нуждаются в этом. Но чтобы донести до малыша смысл занятия, показать возможности этого волшебного и сказочного вида творчества, а также познакомить с различными техниками его исполнения, ваша помощь и участие будут обязательны. К тому же это так занятно, что вы вряд ли сможете удержаться. Только всегда помните о том, что ваша задача – помогать, а не мешать.
Поначалу покажите малышу пример: сядьте вместе и начните рисовать. Это должны быть максимально простые фигурки, уже знакомые ребенку: кубик, мячик, солнышко, грибочек. Описывайте процесс, называя все своими именами: это тучка, она голубая, из тучки падает маленький дождик. Пусть ребенок сразу привыкает к тому, что предметы имеют определенные свойства.
Просто огромнейшее значение имеет критика и похвала. Будьте готовы к тому, что годовалый ребенок будет изображать маму, папу и солнышко мазками и линиями. Не ждите чего-то сверхъестественного от своего ученика. Но понимайте, что научится проводить эти самые линии – очень большое достижение для карапуза, за которое непременно нужно хвалить, причем много и часто. Никакой критики в адрес начинающего художника звучать не должно, если вы не хотите напрочь отбить охоту от этого важного и интересного занятия.
Не ругайте ребенка за испачканный краской пол или разрисованную дверь. Заранее определите для себя, каким пространством вы готовы пожертвовать ради развития своего крохи. Для ребенка будет тем лучше, чем оно будет шире. Если в скором времени вы планируете делать ремонт, то почему бы не предоставить художнику чудесную возможность рисовать по стенам. Или если у вас в доме имеется большое зеркало, то есть смысл поставить его так, чтобы малышу было удобно с ним «работать». Но только не ругайте его за то, в чем он не виноват. А в том, что на полу лежит дорогущий белый ковер, точно нет его вины. Особенно важно, чтобы положительными эмоциями сопровождалось первое в жизни ребенка занятие по рисованию. Хотя, конечно, это не в меньшей степени касается и всех последующих.
Поэтому наберитесь терпения, любви, желания и заранее подготовьте все необходимое для творчества.
НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО РИСОВАНИЯ.
Рисовать вместе необходимо не только потому, что это интересно. Вы можете направлять ребенка в то или иное русло, сознательно развивая определенные навыки. Так, очень полезно приучать малыша рисовать маленькие детали, поскольку деткам это дается довольно-таки трудно. Для этого играйте в «дорисовки». Нарисуйте, например, человечка и попросите дорисовать глаза, нос и рот. Деткам поменьше можно предложить нарисовать яблочки на дереве или лучики на солнышке.
• линии. Это может быть отдельный рисунок или завершение вашего. Хорошая игра, когда ребенок рисует море: вначале тихое и спокойное, а потом бурное, штормовое. Сопровождайте процесс рассказом, чтобы малыш почувствовал смену обстановки: «Было солнечно и тихо на берегу. Водичка красиво блестела и переливалась. Но вдруг набежали серые тучи и подул сильный ветер: море взбушевалось и начали расти высокие волны». Задания типа соединить линиями общие предметы или помочь зайке найти дорогу к морковке также очень хороши и интересны. И не забывайте хвалить!
• штрихи. Штрихование очень хорошо тренирует ручку к письму и развивает моторику. А чтобы процесс обучения был еще и интересным, организуйте его в форме игры. К примеру, можно нарисовать мышку и предложить ребенку «спрятать» ее от кошки, заштриховав каждую из частей ее тела.
• точки. Умение рисовать такие мелкие детали очень важно. Это может быть дождь или снег, горошки на платьице куклы, рой пчел возле улея и так далее.
• штампы и печати. В продаже имеется множество различных штампиков. Но не хуже вариант можно сделать и в домашних условиях: из поролоновой губки, картофеля, моркови, бамбуковой пробки.
Вообще желательно использовать в процессе рисования как можно больше подручных средств. Очень красиво рисовать зубной пастой. Сделайте заготовку рисунка зимнего пейзажа, набросав линии карандашом. Дайте ребенку тюбик белой зубной пасты, и пусть он выдавливает ее по контурам. Затем предложите разрисовать композицию краской. Это не только очень красиво, но и полезно для развития моторики.
Позже можно будет освоить и более сложные техники: рисование крупами, например. Особенной популярностью среди детей всех возрастов пользуется рисование губкой (и другими «штампами», рисование на стекле, зеркале, столе и других поверхностях.
Самая простая идея – играть при помощи рисования.
Даже если под рукой нет ни единой игрушки, но в сумке у вас завалялась ручка с блокнотом, вы можете очень интересно провести время, ожидая очереди в детской поликлинике. И здесь все будет ограничиваться только вашей фантазией. Вы можете нарисовать целый комикс малышу, придумав занятную историю. Либо же снять куколку с брелка и нарисовать для нее домик, в котором она будет жить, и сад, в котором будет гулять и собирать цветы.
Если ребенок создает сюжет сам, обращайте внимание на то, что, как и чем он рисует. Преобладание темных красок может быть свидетельством подавленного или дискомфортного состояния малыша. А изображение себя маленьким и незаметным на фоне других членов семьи – сигналом заниженной самооценки и даже запуганности. Впрочем, расшифровка детских рисунков – это уже другая, не менее интересная и полезная тема.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.