Виктория Васильева
Значение прогулки в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Зачастую роль прогулки в развитии детей недооценивается и сводится к простому пребыванию на улице. Но при этом на прогулке множество возможностей для не только физического, но и умственного, нравственного воспитания и развития детей. Во время прогулки у нас появляется множество возможностей для всестороннего слаженного развития личности ребенка. Находясь на площадке, дети много двигаются, соответственно становятся более ловкими, подвижными, вырабатывают новые умения и навыки, укрепляется мышечная система, появляется аппетит, улучшается настроение, создается дружный коллектив. Но в силу своих возрастных особенностей, дети сами не могут играть и познавать мир, воспитание и развитие возможно только под чутким руководством воспитателя.
Публикация «Значение прогулки в развитии дошкольника» размещена в разделах
Воспитатель должен педагогически верно руководить деятельностью детей. Необходимо создать для детей условия, чтобы они охотно шли на прогулку. На улице пользоваться не только стационарным оборудованием, но и обязательно выносить на площадку дополнительные материалы, что сделает прогулку более познавательной и интересной. Важно соблюдать структуру прогулки, которая была выработана многими поколениями воспитателей:
1. Наблюдение – воспитывать умение видеть изменения в окружающем мире, устанавливать причины изменений, делать выводы. Здесь можно выделить несколько видов деятельности: наблюдение за живой и неживой природой, за трудом взрослых, за жизнью улицы. Наблюдение должно быть информативным, не растянутым по времени (5-7 минут, интересным с использованием ярких образов потешек, стихов, обогащать словарный запас ребенка. Каждый день наблюдение проводится за различными объектами, чтобы поддерживать интерес ребенка.
2. Дидактические задания – дают детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулируют их умственные операции, предлагают выполнять исследовательские действия. Выполняя задания, дети накапливают чувственный опыт, развивается, внимание, наблюдательность, любознательность, память, идет быстрое пополнение словарного запаса. Такие игры должны занимать около пяти минут, но проводиться несколько раз за время прогулки. Задания надо подбирать разнообразные и в них всегда должны присутствовать игровые элементы тогда они будет способствовать развитию ребенка.
3. Трудовая деятельность - в процессе труда дети становятся более послушными, учатся работать в коллективе, инициативными. Хорошо продуманная трудовая деятельность увлекает детей, они видят свои возможности и получают радость от результатов, дети узнают "цену" собственного труда и труда других людей. Появляются начальные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. По времени трудовая деятельность может занимать от 10 до 20 минут. Самоуважение ребенка за достигнутый результат повышает самооценку, детям интересно быть рядом с взрослым, чувствовать себя участником коллективного дела.
4. Подвижные игры и игровые задания – организованные воспитателем проводятся ежедневно, где дети тренируются и закрепляют двигательные навыки, умение играть с коллективом, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются нравственные качества. Длительность игр 5-7 минут и проводятся несколько раз за прогулку, чередуясь с другими видами деятельности. Игровая деятельность должна планироваться в зависимости от степени интенсивности предыдущей деятельности, и создавать благоприятные условия для развития умственных, физических, нравственных и волевых качеств детей.
5. Самостоятельная деятельность детей и игры с выносным материалом, индивидуальная работа с детьми – нуждаются в систематичном контроле со стороны воспитателя. Но при этом воспитатель непосредственно не включается в игру, а лишь обеспечивает условия для ее стимуляции и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Целесообразно организовывать самостоятельную двигательную деятельность детей в конце прогулки, что позволит наполнить содержанием организованных воспитателем игр в процессе самостоятельной деятельности детей. Когда основная часть детей занята самостоятельными играми, педагогу необходимо организовывать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с детьми за явлениями, которые они пропустили во время своего отсутствия. Сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
Все эти части структуры обязательны в прогулке они делают её более насыщенной и интересной. Воспитанники на прогулке попадают в мир, уже знакомый, но меняющийся в зависимости от времен года, климатических условий. И наша цель во время прогулки решить сразу несколько задач - развивать не только физические умения, но и нравственно – эмоциональную заинтересованность детей в прогулке. Во время прогулок необходимо детализировать знаний о различных объектах (дождь идет, кот умывается лапой, ориентироваться в окружающем мире (пойдем к горке, к столу и т. д., воспитывать умение слушать взрослого и выполнять движения в зависимости от его требований.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Список использованной литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 2010г.
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. 2010г.
3. Авраменко О. В. Нравственное воспитание дошкольников в игре : Образовательно-профессиональные программы. - Елец, 2001г.
4. Колечко В. В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста, 1990г.
5. Михайленко Н. Я. Формирование совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 1987г. № 6