Zamira bakowa
Конспект занятия «Жизнь наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»
ФЦКМ –конспект занятия (беседа)
Подготовительная группа
Воспитатель: Байкова. З. Х.
2011г.
Тема: «Жизнь наших предков»
Программное содержание
- Познакомить детей с жилищем русского человека ;
разъяснить понятие горница, рассказать о ее устройстве;
познакомить детей с элементами быта наших предков;
вызвать интерес к русским традициям;
Публикация «Конспект занятия „Жизнь наших предков“» размещена в разделах
гостеприимству, почитанию старости, «помочи»
пробуждать интерес к русскому национальному костюму;
подчеркнуть основное назначение одежды - оберег человека, предохранять от болезней и неприятностей;
воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.
Словарь: помочь, горница, почитание (родителей, оберег, сундук, полати.
Материал к занятию : Иллюстрации, картина «Изба», одежда (сарафан, рубашка).
Ход занятия
Воспитатель (в русском костюме) начинает беседу словами.
Воспитатель: «Слава нашей стороне, слава русской стороне! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли». Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В горницу заходите, садитесь. Ну, вот как славно и разместились!
Воспитатель: Ну что ж, долгожданные мои, сядем рядком да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси.
Как сейчас живем, какие правила соблюдаем.
Воспитатель: вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово.
Воспитатель: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Т. е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Воспитатель: А в горницу я вас пригласила словами: «милости прошу!»
Что эти слова означают, как вы их понимаете?
(милость - от слова милый, т. е. прошу вас быть милыми, ласковыми, вежливыми по отношению к хозяйке, друг к другу.
Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете?
Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу.
Традиция помогать друг другу называлась помочь. Давайте все вместе произнесём это новое слово «помочь».
И пословицы народ сложил:
«Ум хорошо, а два лучше»,
«Другому сколько можно помогай»,
«Одному хорошо, а вместе лучше».
Воспитатель: А скажите мне, есть сейчас такой обычай- помочь, помогают люди друг другу? Ответы детей.
Можно сказать что россияне, т. е. мы с вами гостеприимные, хлебосольные?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сидим?
Дети: В горнице.
Воспитатель: Горницу называли комнату в избе.
Кто вспомнит, что самое главное?
Без чего в избе жить нельзя?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Конечно, не случайно говорят: «Печь всему голова».
В чем она помогает? (Ответы детей)
Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках).
А в некоторых избах делали полати - это такие полки. На них и спали. Столы в избах были большие, потому что и семьи немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего?
Самый главный в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.
А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.
Воспитатель: Поэтому на Руси правило было - «почитание старости».
Что вы об этом знаете? Ответы детей.
Воспитатель: А как вы относитесь к старым людям?
Правила. Которые придумали наши предки, и которые, мы и сегодня соблюдаем, называются традициями.
Воспитатель: Печь делит горницу на две части. Одна половина, левая, вот здесь за печкой, женская. Ее так называли потому, что здесь хозяйки делали домашние дела.
Какие? (готовили еду, мыли посуду, стирали)
Женщину в старину как называли? Баба.
Вот поэтому место за печкой называлась бабий кут.
Кут- означает угол: бабий угол, или бабий кут.
Давайте посмотрим, что здесь есть, все, что нужно хозяйке. (Посуда для печи, кочерга, ухват)
А в другой стороне горнице стоял стол обеденный. Лавки, сундуки, икона висит.
А еще правая половина горницы была самой нарядной, красивой и называли эту часть красный угол. Здесь гостей встречали, угощали, их потчевали, и все самые важные семейные вопросы решали.
Физминутка.
Звучит запись русской народной мелодии «Ах вы сени мои сени».
(Дети под музыку веселятся, подпевают, пляшут)
Воспитатель: А что такое сени? Сени это такая прихожая. Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу.
А еще мне очень хочется вспомнить - «Во что одевались на Руси.
Вы заметили, что рубаха и сарафан мой украшены.
Для чего ее делали? (ответы детей рассуждая. Вывод: оберег-оберег от бед, болезней, неприятностей.)
Воспитатель: По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах : на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу. Вы заметили, какой красивый узор украшает мою одежду. Он называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Показ и объяснение.
– Знак солнца. Обозначает плодородие, счастье, благополучие.
– Засеянное поле. Он приносит счастье, богатство и достаток.
– Знак земли – кормилицы.
– На что похож этот знак? (На волны, на реку.) Знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
– знак огня, обозначает тепло, ласку.
– этот знак обозначает землю, пропитанную водой.
– Также русские мастерицы вышивали и другие символы (знаки) : цветы, деревья, птиц.
Хранили одежду в сундуках. В праздники надевали красивую, праздничную.
Хозяйки тщательно, заранее к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога Пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды.
Вот сколько мы уже знаем хороших традиций: гостеприимство, почитание старости, помочь.
Подводятся итоги занятия.
Какой русский народ: доброжелательный (предлагает детям объяснить это слово, родителей почитает (почитает - что это обозначит)
в помочи никому не отказывает (помочь - что это)
А как праздник придёт - веселились от души.
Воспитатель: А еще мне очень хочется одну традицию вспомнить – празднование Нового года. Но это в следующий раз.