ирина черкасова
Консультация для воспитателей «Здоровье детей — наша забота»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей – наша забота»
(консультация для воспитателей)
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье ребенка –
Это важнейший труд воспитателя»
В. А. Сухомлинский
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Здоровье детей — наша забота“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здоровье детей дошкольного возраста имеет важное, значение для дальнейшего развития детского организма. Поэтому нужно следить и заботиться о своем здоровье с раннего детства.
Одна из основных задач дошкольного воспитания – формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно поэтому дошкольное учреждение с раннего возраста старается приобщить детей к заботе о своем здоровье. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Для сохранения и приумножения здоровья у дошкольников дошкольное учреждение должно включить в свою работу разные направления деятельности и создать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка.
Для каждого возраста, чтобы правильно формировались понятия о здоровом образе жизни, ставятся свои задачи.
Например: в младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о здоровом образе жизни. Дети понимают самое элементарное, у них формируются представления о себе, как об отдельном человеке, развивается умение заботится о себе и об окружающем мире, правильно выполнять физические упражнения, знать элементарные правила поведения на улице, источники опасности в квартире и группе, понимать, что чистота залог здоровья, выполнять культурно – гигиенические навыки.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются знания о здоровом образе жизни в большем объёме. Дошкольники получают в ходе воспитания четкие знания о себе, своем имени, фамилии, возрасте, элементарные знания о собственном теле, его строении, с выделением отдельных частей (руки, ноги, туловище, голова) для чего они нужны. На примере литературных героев воспитатель показывает детям способы заботы о собственном здоровье, у детей старшего дошкольного возраста формируются знания о безопасном поведении на улице, например в зимнее время нельзя ходить близко около домов, с крыш могут сорваться сосульки, пласты снега, дети старшего возраста знакомятся с правилами поведения в быту, запоминают телефон пожарной охраны, развивают умения следить за чистотой тела и жилища, культурно – гигиенические навыки.
Следуя возрастным особенностям детей, воспитатель создает благоприятную среду для усвоения норм и правил здорового образа жизни для каждого ребенка.
В нашем дошкольном учреждении есть план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей на год.
Каждое утро начинается с утренней гимнастики, в теплое время года на свежем воздухе, в холодное время в помещении. Утренняя гимнастика создает бодрое и радостное настроение, заряжает ребенка энергией на целый день. Немаловажную роль играют подвижные игры, они оказывают огромное влияние на здоровье детей. Мы проводим их во время занятий, на прогулке, между занятиями.
Три раза в неделю у детей физкультурные занятия, один раз (в зависимости от погодных условий) физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе. Два раза в год педагогами проводятся педагогические наблюдения по физическому воспитанию, это позволяет определить основные двигательные умения детей, увидеть недостатки в работе по физическому воспитанию, провести необходимую индивидуальную работу.
В течение года мы проводим закаливающие процедуры, точечный массаж, игры которые лечат, ежедневно дыхательная гимнастика, организация двигательного режима, витаминотерапия и фитолечение.
В сохранении и укреплении здоровья детей большая роль принадлежит окружающей ребенка природной среде. Это уголки природы в групповых помещениях, правильно оформленный участок детского сада. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, обеспечивают оптимальный тепловой режим, защищают территорию от пыли и шума. Оздоровительный эффект имеет тропа здоровья на участке, учебная экологическая тропа в которую внесены лекарственные растения. Все это обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует охране и укреплению их здоровья.
И еще одна главная задача воспитателей по сохранению и приумножению здоровья дошкольников является работа с родителями. Только вместе с родителями, мы сможем добиться желаемых результатов, так как только родители являются для своих детей ярким примером. В работе с родителями нужно использовать различные формы сотрудничества: беседа, консультации, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование.
Мы советуем уделять особое внимание режиму дня в семье. Поведение ребенка, настроение, работоспособность в детском саду, находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Мы все знаем, что выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Воспитатели нашего дошкольного учреждения рекомендуют родителям вечерние прогулки с детьми, спокойные игры перед ночным сном, а в выходные дни полноценный отдых на воздухе. Как можно меньше уделять внимание просмотру телевизионных передач, особенно перед сном, исключить из игр компьютеры, планшеты, приставки. В этом году наш детский сад принимает участие в проекте «Управление здоровьем». Мы разработали целый план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, который используем в течении года.
Используя все эти методические приемы дошкольное учреждение будет выступать, как первое звено непрерывного валеологического образования, целью которого является разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств,
укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Подводя итог можно сказать, что здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия ребенка. И нет задач важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Ведь за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережное отношение к здоровью окружающих.