Татьяна пух
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре ДОУ»
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.
Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Таким образом, можно сказать, что главная актуальная проблема физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников и её решение я представляю через реализацию физкультурно- оздоровительного направления, которое является ведущим направлением здоровьесберегающих технологий.
Цель: укрепление здоровья, формирование начал здорового образа жизни и ценностных ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Оздоровительные задачи :
- совершенствовать физические способности, физические качества, умения и навыки в совместной двигательной деятельности детей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности, реализация их через систему физкультурно - оздоровительной работы;
- приобщение к спорту и физической культуре, формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, потребности в физических упражнениях и играх; ;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно - оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно - оздоровительной работе.
В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:
1. Социально-психологическое направление - технологии и методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
2. Интеллектуальное направление, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валиологии в доступной форме.
3. Двигательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Для реализации здоровьесберегающих технологий мною, как инструктором по физкультуре, используются все формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (НОД, утренняя гимнастика, подвижные, спортивные игры на прогулке, спортивные праздники и развлечения)
Остановлюсь подробнее на наиболее частоиспользуемых здоровьесберегающих технологиях :
Корригирующие упражнения
использую упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции; упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы («Нарисуй ногами», Достанем до солнышка», «Стойкий оловянный солдатик», «Кошечка» и др)
Ритмопластика
включаю элементы гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
Технология музыкального воздействия
(музыкотерапия) в различных формах физкультурно- оздоровительной работы используется мной для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, повышения двигательной активности. Стараюсь включать музыкальное сопровождение, музыкальные игры как можно чаще в занятия.
Дыхательную гимнастику
применяю как во вводной и заключительной части, так и внутри занятия. Она восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект («Насос». «Снежинки», дыхательные упражнения по методике Стрельниковой, по методике Сметанкина)
Релаксация
необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяю в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей могу использовать и внутри занятия ("Улыбнись", "Тишина")
Цветотерапия.
Подобранные цвета физкультурного оборудования снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. На примере занятия вы видели упражнения с предметами желтого цвета, который ассоциируется с цветом солнца и тепла. Яркий и жизнерадостный, он является цветовым воплощением энергии, движения и позитива.
Пальчиковая гимнастика
способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические способности: мышление, память, воображение, снимает тревожность. Эту технологию широко используют все педагоги, дети знают огромное количество. («Этот пальчик», «Сидит белка» и др)
Гимнастика для глаз
улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях(«Неделька», «Вальс глазами» и др)
Кинезиологические упражнения
(«Гимнастика мозга») улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей, но и позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. («Да и нет», «Язычок» и др)
Часто использую смехотерапию, которая очень нравится детям.
Смех - полезное физическое упражнение, способствующее тому, что у человека двигаются плечи, вибрирует диафрагма, расслабляются мышцы шеи, спины и лица.
Логоритмика в моей работе помогает расширять лексический запас, способствует развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствует общую и мелкую моторику, помогает выработке четких, координированных движений во взаимосвязи с речью,развивает творческую фантазию и воображение. («Повторяем вместе», «Самолет» и др)
Интересны детям упражднения игрового стретчинга, которые обладают психологическим эффектом: улучшают настроение, поднимают самооценку, создают ощущение комфорта и спокойствия в целом. Они повышают общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине. («Дерево», «Солнышко», «Верблюд» и др)
В этом учебном году я стала больше внимания уделять такой здоровьесберегающей технологии, как скиппинг. Скиппинг – упражнение, которое чаще всего используется с применением скакалки. Прыжки через скакалку, наряду с бегом, ходьбой, ездой на велосипеде, плаванием, являются самым распространенным в мире циклическим упражнением. Скиппинг во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Я считаю, что такая работа уже имеет хорошие результаты. Этому способствуют также и то, что я стараюсь
1. создать эмоционально-положительную непринужденную обстановка на занятиях.
2. каждому занятию придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
3. учитываю интересы, потребности каждого ребенка. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
Применяя вышеперечисленные методы и технологии я повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие технологии включаются в каждый вид деятельности детей всеми педагогами ДОУ. Упражнения, игры, направленные на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, их настроения.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий оказалось успешным. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Данные технологии в обучении способствуют сохранению и укреплению здоровья и обеспечивают успешность обучения дошкольников. Дети активно включаются в организованную образовательную деятельность и получают знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.