Валентина Леонидовна Агеева
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Формирование у детей и родителей навыков здорового образа жизни и ценностного отношения
Тема: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Формирование у детей и родителей навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью»
Цель: продолжать работу по укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
Воспитатели подготовительной группы №1: Агеева В. Л.
Сообщение из опыта работы:
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития. Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется воспитателями нашей группы. Каждый взрослый проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Формирование у детей и родителей навыков здорового образа жизни и ценностного отношения» размещена в разделах
Для всестороннего гармонического физического развития детей мы ежедневно проводим: утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, обеспечиваем в течение дня двигательную активность с помощью элементов спортивных игр, основных видов движений, эстафет и подвижных игр, развивая интерес к процессу движений и двигательных действий. Что в свою очередь облегчает учебно - воспитательный процесс, делает его плодотворным и способствует формированию у детей положительного отношения к предмету деятельности, с которым им приходится заниматься.
В группе формируем представление о здоровом образе жизни, расширяем представление детей о роли гигиены и режима дня для здоровья человека; о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде; прививаем интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься различными видами спорта. Для эффективной реализации содержание физического воспитания детей дошкольного возраста есть физкультурный уголок со спортивно-игровым материалом, оборудованием и инвентарем. Используем физкультурно-игровые пособия (мячи, скакалки, обручи, массажные мячи и т. д.) для утренней гимнастики, а также в индивидуальной работе по основным видам движений и физических упражнений. Так же наборы и инвентарь для организации подвижных и спортивных игр (кегли, кольцеброс, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол, шашки и т. д.) в зависимости от сезона. Эти пособия мы выносим на участок для игр и упражнений во время прогулки. Имеются массажные дорожки, которые применяются после дневного сна для профилактики плоскостопия.
При проведении режимных моментов соблюдаются культурно-гигиенические навыки, с детьми проводятся комплексы закаливающих процедур: оздоровительные прогулки, мытье рук перед каждым приемом пищи, полоскание рта после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристой дорожке до и после сна, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после дневного сна.
Во второй половине дня проводим воздушные и солнечные ванны во время прогулки, проветривание помещения, кварцевание с целью предупреждения болезней; следим за тем, соответствует ли одежда детей температуре воздуха и погодным явлениям. Обеспечиваем детям питьевой режим.
Также, учим сервировке стола, каждый день назначаем дежурных, объявляем меню и проводим беседы с детьми о здоровом питании, познавательные беседы о продуктах и витаминах. Для профилактики простудных заболеваний во время приема пищи дети получают чеснок и лук. Следим за правильной осанкой во время занятий и приема пищи.
На прогулке проводим:
-подвижные игры с бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «У медведя во бору», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники», «Зайчата»;
-игры с прыжками: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Кто сделает больше прыжков», «Кто дальше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классики»;
-игры с метанием: «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча»;
-эстафеты: «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
Выполняются спортивные упражнения на прогулке, используя физкультурное оборудование: «Кто первый повернется?», «Подними», «Догонялки».
С детьми нашей группы проводится предварительная работа:
Мы провели «Неделю здоровья», включая в неё:
Занятия познавательного цикла: Беседа: «Режим дня дома и в саду», «Откуда берутся болезни», ситуативный разговор «Для чего нужна зарядка», Просмотр мультфильма из серии «Маша и медведь»: «Будьте здоровы!», беседа: «Чистота-залог здоровья», Чтение поговорок и пословиц о здоровье, беседа: «Витамины в жизни человека», Викторина «Что мы знаем о здоровье», Чтение и заучивание стихов о спорте и ЗОЖ.
Занятия продуктивной деятельности: Нарисуй «Любимый вид спорта», «Нарисуй здоровье и болезнь»
Оздоровительные процедуры: воздушные ванны, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой самомассаж.
Игровая деятельность: П/и «Хитрая лиса», «Передай-встань», «Найди мяч», «Два мороза», «Мышеловка», «Угадай кого поймали», «Мы весёлые ребята»; игра-эстафета с использованием нестандартного оборудования; С/р игра «Магазин полезных продуктов»; Д/и: «Продолжи фразу», «Кому это принадлежит?», «Спортивное лото», «Спортивный кубик», «Спортивная мозаика», «Попробуй, повтори», «Знатоки спорта»; Игра с мячом «Какие виды спорта ты знаешь?», И/у «У меня спина прямая».
В заключении недели здоровья было проведено спортивное мероприятие «Веселые старты». Цель которого было – поддержание здоровья и укрепление организма, дать заряд хорошего настроения детям.
А также, мы провели открытое занятие по здоровому образу жизни с детьми «Поможем Буратино не заболеть». Организация детей началась с входа детей в зал и приветствия гостей. В зале появляется расстроенный Буратино и просит помочь прочесть телеграмму от Папа Карло. Ребята с воспитателем решают помочь Буратино защититься от вируса гриппа и получить посылку от папы Карло.
В основной части занятия для ознакомления Буратино с правилами здорового образа жизни ребята рассказали стихи. Поиграли в дидактическую игру «Расставь правильно». Отгадывали загадки про предметы гигиены, отгадки доставали из контейнера и объясняли для чего нужен этот предмет.
В середине занятия для предотвращения утомляемости детей была проведена музыкальная физкультминутка «Двигайся, замри».
Затем для того чтобы объяснить Буратино какие продукты являются полезными была проведена игра «Назови витамины» с использованием экрана и мультимедийного оборудования.
В заключении ребята с воспитателем показали Буратино презентацию режимных моментов по выполнению правил здорового образа жизни. Буратино получил посылку от Папы Карло в которой лежали яблоки и чеснок, которые он подарил ребятам в знак благодарности.
Переход от одного вида деятельности к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Дети сами стали участниками игровых моментов и активными помощниками во время ОД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Структура занятия выдержана, осуществлялось чередование разных видов деятельности. В ходе всего занятия поставленные задачи были решены.
С родителями воспитанников провели работу:
1. Печатная консультация для родителей «Организация режима дня дома», «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей», «Подвижные игры на свежем воздухе», «Как выработать правильную осанку», «Здоровый образ жизни в семье»
2. Выставка детских творческих рисунков на тему «Живи активно - думай позитивно!»
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду. По результатам данной работы можно сделать следующий вывод: наблюдается положительная динамика в физическом развитии воспитанников и физическом состоянии здоровья детей.