Анна Татьянич
Занятие «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представление о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период.
Формирование обобщающего понятия «Дикие животные».
Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.
Активизация словаря по теме: «Дикие животные» (животные, зверь, рога, копыта, мех, лапа, берлога, нора, логово, дикий, хищное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться).
Ход занятия.
Публикация «Занятие „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
В: Дети, сегодня мы с вами отправимся в зимний лес (слушание музыки, П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»). Посмотрите, какая красивая снежинка у меня в руках. К кому в руки она попадёт, тот должен назвать любое слово о зиме (мороз, снег, лёд, санки, лыжи, коньки, пурга, иней, снеговик).
В: А сейчас подойдите к контейнеру, опустите в него руку и найдите по одному предмету (дети выполняют задание). Что вы нашли?
Д: Мы нашли животных: зайца, белку, лису и т. д.
В: Кто это такие?
Д: Это дикие животные.
В: Почему их так называют?
Д: Они живут в лесу, сами себе строят жильё и добывают пищу.
В: Сейчас мы с вами поговорим о жизни диких животных в зимний период. Подойдите к доске с фигурками животных. Вы видите перед собой картину зимнего леса. Здесь изображены деревья, кусты, снежные сугробы. Дополните эту картину и поселите сюда животных.
В: Куда поселите белку?
Д. : Белка будет жить на дереве (прикладывает белку к дереву).
В: Дети, расскажите про белку, какая она?
Д: Маленькая, серая, с кисточками на ушах.
В: Чем питается белка?
Д: Семенами шишек, орехами, сушёными грибами.
В: Что умеет делать белка?
Д: Прыгать с ветки на ветку, грызть орехи, карабкаться по дереву.
В: Как называется жилище белки?
Д: Дупло.
В: Где будет жить заяц?
Д: Заяц будет жить под деревом.
В: Какой заяц?
Д: Заяц белый, пушистый, с длинными ушами.
В: Что он умеет делать?
Д: Он умеет бегать, прыгать, прислушиваться, запутывать следы.
В: Куда поместите волка?
Д: Волка поместим между деревьями
В: Расскажите, какой он? Чем питается? Как называется его жильё?
Д: Серый, зубастый, страшный. Питается мясом, живёт в логове.
В: Как вы думаете где прячется лиса?
Д: Лиса прячется за кустами.
В: Расскажите, какая она?
Д: Лиса рыжая, хитрая, ловкая, с пушистым хвостом.
В: Где будет жить медведь?
Д: Медведь будет жить под елью в берлоге.
В: Расскажите о медведе, какой он? Чем питается? Что делает зимой?
Д: Медведь большой, бурый, лохматый. Летом медведь ест ягоды, грибы, ловит рыбу в реке, любит мясо. Зимой он спит в берлоге.
В: Вы молодцы, правильно расселили диких животных. А про каких животных мы не поговорили?
Д: О еже, барсуке, лосе.
В: Что они делают зимой? Где живут, чем питаются?
Д: Ответы детей.
В: Зайчик летом серый, а зимой?
Д: Белый
В: Почему заяц меняет свою шубку?
Д: Белая шубка помогает зайцу зимой спрятаться от лисы.
В: А белочка меняет свою шубку?
Д: Да.
В: Какого цвета шубка у белочки летом?
Д: Рыжая.
В: А зимой?
Д: Серая.
В: Да, ребята, серебристо-серая шубка меньше заметна в заснеженном лесу. Так белка и заяц приспосабливаются к условиям жизни в лесу.
-Дети, а кто ещё впадает в спячку зимой? (Ёж).
В: Дети, почему не меняют цвет своих шуб волк, медведь и лиса?
Д: Они сильные не боятся других зверей.
В: Да, дети, они более сильные, не боятся других зверей, они хищники.
- Почему лось не боится хищных зверей?
Д: Он большой, сильный. Быстро бегает, может сильно ударить копытами. У него есть рога.
В: Чем питается лось?
Д: Летом он ест траву, листья, грибы, а зимой – ищет сухую траву под снегом. Ему помогают широкие копыта. Обгрызает ветки деревьев.
Игра «Мамы и дитёныши»
(Воспитатель размещает картинки со взрослыми животными, а детям раздает картинки дитёнышей этих животных)
В: Лесные мамы потеряли своих малышей. Помогите им найти их. Я буду показывать лесную маму и называть её, а тот у кого из вас её малыш, должен принести и поместить картинку рядом.
В: Это лиса. Кто у неё?
Д: У неё лисёнок.
В: Это белка. Кто у неё?
Д: У неё бельчонок. (и т. д.)
В: Молодцы! Помогли всем мамам найти своих малышей.
Упражнение «Кто лишний?»
В: Я хочу проверить хорошо ли вы запомнили названия диких и домашних животных. Будем играть в игру «Кто лишний?» Слушайте внимательно: лиса, волк, собака, медведь, ёж. Кто лишний?
Д:Собака
В: Почему?
Д: Это домашнее животное.
В: А все остальные?
Д: Дикие животные.
В: Молодцы! Слушайте дальше: кошка, корова, белка, лошадь, коза. Кто лишний?
Д: Это белка.
В: Почему?
Д: Это дикое животное.
В: А все остальные?
Д: Домашние животные.
В: Правильно.
Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…».
-Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно. Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно).
Игра «Кого не стало?»
В: Посмотрите внимательно на карточки животных. Закройте глаза, я уберу одну, а вы откроете глаза и скажете кого не стало. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает картинку с изображением волка).
Р: Не стало волка. (Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребёнок).
Игра «Подскажи словечко».
В: Без тропинок, без дорог серый катится клубок. Он в иголках острых сплошь Потому что это …
Д: Ёж.
В: Как вы догадались?
-По снегу бежит, петляет, к лету шубку он меняет. На снегу его не видно, зайцу и лисе обидно!
Д: Заяц.
В: День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет. Ходит- бродит он молчком, уши серые торчком.
Д: Это волк.
В: Хитрая плутовка, рыжая головка. Пышный хвост-краса, кто это …
Д: Лиса.
В: Молодцы, отгадали все загадки. Вы много знаете о диких животных. Лес- это дом для животных и птиц, поэтому лес нельзя загрязнять, ломать ветки, обижать животных, громко кричать, уносить из леса птенцов и зверюшек.