Татьяна Максименко
Занятие «Праздники и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Праздники и обычаи русского народа»
Цели:
Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
Развивать у детей нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси;
2. Прививать интерес и уважение к народной культуре;
Публикация «Занятие „Праздники и обычаи русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Оборудование: энциклопедии, рисунки, ноутбук.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационная часть
Приветствие.
Здравствуйте дети!
Я рада вас приветствовать! Для того чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. Слушайте внимательно, говорите правильно, контролируйте свою речь.
Фонетическая зарядка
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Ребята,
Повторение, связь с предыдущей темой.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии
Дети: Ответы…
Постановка проблемы и задач урока
Педагог: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?
– К концу занятия мы должны ответить с вами на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?
Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине, о её красоте и традициях русского народа Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос: «Что такое Родина?»
Ответы детей: - Родина - это русские леса, поля, моря и реки. Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем.
Педагог: Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия.
Актуализация опорных знаний.
Для проведения занятия детям предлагается межгрупповая деятельность. Ребятам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.
Объявление темы, и цели занятия.
Правильно. Сегодня тема нашего занятия «Праздники и обычаи русского народа»
Педагог: История русского народа начинала происходить на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение, уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои, уважения к Земле-матушке к труду человека и его заботе о природе.
Представитель от каждой группы рассказывает об обычаях, которые изучили.
Физкультминутка. (Молодцы)
Первая группа
Новый год и святки
В 1700 г., во времена Петра Великого, было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.
Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы. В это время, самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки бывали “святые вечера” и “страшные вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в образе чертей и прочих демонов. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных, олицетворявших плодородие: козу, коня и т. п. “Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках люди гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего «суженого», будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.
Вторая группа
Крещение
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что «Крещение» это великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» .Специально для этой игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Третья группа
Пасха
Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха это самый большой христианский праздник. Встречая ее, все кто только мог, отправлялись в церковь на крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца. Наблюдали, как оно играет. Символом Пасхи является крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными пасхальными, желтыми и зелеными троицкими. Крашеные яйца катали по земле, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы.
Закрепление пройденного материала
Педагог: О чем мы сегодня говорили на занятии?
Определите, какие праздники мы сегодня обсуждали?
Составьте из предложенных картинок коллаж русского народа.
Итог занятия
Педагог: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?
Как исторические события влияют на культуру человеческого бытия?
Что воспитывают в людях народные традиции?
Как использовать полученные знания в жизни?
Рефлексия
Ребята, я хочу, чтобы вы каждый для себя сделал вывод, начиная с таких слов
Сегодня на занятии я для себя узнала, историю праздников…
Сегодня на занятии я для себя узнала…
Спасибо.
Похвала….
Сегодня очень хорошо отвечали….
…. быть уверений, стараться