Аноним
Занятие по экологии в средней группе «В осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в средней группе "В осеннем лесу"
Воспитатель: Николенко В. И.
МКДОУ детский сад № 19
«Центр развития ребёнка»
г. Россошь
2013г.
Цели: расширить представления детей об осенних изменениях в природе, о жизни диких животных в лесу, учить называть особенности внешнего вида животных, птиц; закрепить названия деревьев, грибов, некоторых лекарственных растений; воспитывать гуманные чувства по отношению к лесу, лесным обитателям.
Публикация «Занятие по экологии в средней группе „В осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Оборудование: макеты деревьев, игрушки животные (заяц, белка, карточки для настенного панно (птицы, грибы, шишки еловые и сосновые, корзиночки, ягоды рябины и шиповника, грамзапись «Голоса птиц».
Воспитатель читает письмо от Старичка Лесовичка.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок Лесовичок. Я живу в лесу. Когда вы гуляете на улице, я за вами наблюдаю из леса и вижу, как вам хорошо живётся в детском саду. А у меня в лесу тоже неплохо. Решил я вас в гости в лес позвать. Берите с собой мою корзинку и отправляйтесь в лесное путешествие, вам будет очень интересно, а у меня в лесу сейчас очень много неотложных дел, я как всегда буду за вами наблюдать. До свидания, детвора. Ваш Старичок Лесовичок.
Воспитатель:
- Ну что ж, ребята, отправимся на прогулку в лес? С большим удовольствием.
Давайте вспомним, какое время года сейчас? В лесу осень, поздняя осень. До наступления зимы осталось всего несколько дней. Природа приготовилась к зимнему сну. Тихо в лесу осенью, почти не слышно птичьих голосов. Куда пропали птицы, чьи трели мы слушали летом?
Лишь налетит осенний ветер, закачает деревья, заскрипят ветки и упадут на землю последние листочки.
-А как правильно вести себя в лесу? Не шуметь, не ломать ветки, не разбрасывать мусор.
Вот теперь мы готовы отправляться в поход.
-Мы сейчас в поход выходим - ходьба «змейкой»
По тропинке в лес заходим
Руки за спину кладём
И по брёвнышку идём - ходьба приставлением пятки к носку
Мы по кочкам прыг, прыг, прыг - прыжки на 2 ногах с продвижением
Вновь мы вышли на дорожку - ходьба на месте
Повернулись все кругом - кружатся
И пустились все бегом - бег
А потом, а потом
Мы по тропинке в лес войдём - ходьба «змейкой»
Дети подходят к дереву.
Воспитатель:
-Ой, что это там зашуршало под деревом? (показывает игрушку зайчика)
Дети здороваются с зайчиком, описывают его внешний вид. Зайчик просит рассказать про него стихотворение.
Дети рассказывают стихотворение.
Прокатился шум лесной
Под кустом сидит косой
Уши длинные прижал
Долго эхо провожал
Достают из корзины угощение для зайчика (морковку).
Игра «Угости зайчика морковкой» (с закрытыми глазами).
Затем дети прощаются с зайчиком и идут дальше.
Дети подходят к другому дереву, обращают внимание на сломанную веточку.
Воспитатель:
-Кто же её сломал? Вы не видели? Давайте дереву поможем. У нас в нашей корзинке есть бинт, чтобы ветку полечить.
Мальчик подходит к дереву, обвязывает ветку бинтом.
Воспитатель:
Ветром дерево качало
Ему веточку сломало
Кто же дереву поможет?
Вот Артёмка подбежал
Ветку бережно поднял
А потом обвязал её бинтом.
Поправилась веточка почти
Будет дерево расти.
Воспитатель:
-Помогли дереву, теперь пойдём дальше (слышатся голоса птиц).
Кто это ребята? Чьи голоса мы слышим? Каких птиц мы можем увидеть в осеннем лесу?
Загадки о птицах:
1. Угадай, какая птица
Бойкая, проворная
Звонко тенькает:
«Тень – тень,
Не замёрзну в зимний день» (синица)
2. Грудка ярче чем заря
У кого? У … снегиря.
3. Верещунья, белобока
А зовут её…сорока.
4. И в лесу, заметьте дети
Есть лесные сторожа
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа
Очень уж суровы
Филины и… совы.
5. Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук-тук-тук»? (дятел)
Дети всех названных птиц находят на карточках и размещают карточки на панно.
Игра «Хлопните в ладоши».
Синица: бойкая, летает, крякает, с жёлтой грудкой, длинноногая.
Сорока: летает, чирикает, каркает, белобока, зимующая птица.
Воспитатель:
-Посмотрите ребята, что это за ягоды, вы их узнали? Этими ягодками и птички любят полакомиться (показывает ягоды рябины и шиповника)
Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкая
А она как хина
Толи ягода просто недозрела
Толь рябина хитрая подшутить хотела.
Воспитатель:
-Что с ягодами рябины делают люди?
Ягоды сушат, заливают кипятком и пьют с сахаром как чай. Это полезно при головных болях.
А это шиповник. Он тоже очень полезный. Эти ягоды сушат, заливают кипятком, настаивают, добавляют сахар или мёд и пьют. А ещё полезен сироп из этих ягод он продаётся в аптеке и в нём много витаминов.
Воспитатель:
-Идём дальше. Это кто бросает шишки? Выходи же, шалунишка!
Из-за дерева выходит белочка (девочка).
-Вы меня, друзья, узнали? Это шишки я бросала.
Дети описывают внешний вид белочки, где живёт, чем питается.
Белочка:
-Грибов на лесной полянке много, а какие из них съедобные, какие нет, я понять не могу. Вы мне поможете?
Дети соглашаются помочь белочке и отправляются на лесную полянку за грибами.
-Все зверюшки на опушке -идут
Ищут грузди и волнушки
Белочки скакали -подскоки
Рыжики срывали - приседают, «срывают гриб»
Лисичка бежала - лёгкий бег
Лисички собирала - «срывают гриб»
Скакали зайчатки - прыгают
Искали опятки - останавливаются, оглядываются по сторонам
Медведь проходил - идут на внешней стороне стопы
Мухомор раздавил - топают ногой.
Подходят к панно.
Воспитатель:
-Посмотрите, как много грибов на этой полянке. Вы узнали эти грибы?
Загадки о грибах
1. Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке? (подосиновик)
2. Возле пней и на лужайке, мы всегда гуляем стайкой
Очень дружные ребята, называют нас (опята)
3. Гриб красен
Для здоровья опасен (мухомор)
4. Грибы похожи на опят
Но спрятан в них опасный яд. (ложные опята)
Дети показывают все грибы на панно и складывают в корзину съедобные.
Воспитатель:
-А что делать с грибами ядовитыми? Их надо уничтожать? Нет, их совсем не надо трогать. Это для нас с вами эти грибы ядовиты, а для некоторых животных, птиц, насекомых они могут пригодиться. Сейчас я вам расскажу одну историю, которую мне рассказал Старичок Лесовичок. Мы с вами в лесу гости, а Лесовичок, его хозяин и всё про лес знает. Слушайте.
Однажды, проходя по лесу, Саричок Лесовичок нашёл волшебную палочку и попросил её сделать так, чтобы все лесные растения приносили пользу человеку и всем его обитателям. Палочка просьбу исполнила и с тех пор одни растения украшают сады, парки, наши жилища, другие лечат от разных болезней человека, животных, птиц, служат пищей насекомым и т. д., а третьи делают наш воздух чистым и свежим. А сама палочка с тех пор следит, как люди берегут и охраняют природу. Запомните: в природе нужно беречь каждое деревце, каждый кустик, каждый росток.
Каждый куст берегите, ребята
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата
Березняк иль малинник густой
А как много грибов и орехов
Их, пожалуй, вообще не сочтёшь
Твёрдо помни что лес – наша радость
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
Белочка благодарит детей за помощь и угощает их орешками и шишками.
Дети благодарят белочку и отправляются в обратный путь.