Татьяна Макаренкова
Занятие в рамках программы «Социокультурные истоки» на тему «Культурное наследие земли Смоленской. Лен-долгунец»
▼ Скачать + Заказать документы
«Синеглазая поросль земли Смоленской»
Занятие в рамках программы «Социокультурные истоки» на тему «Культурное наследие земли Смоленской»
Цель: Расширение представлений детей о Смоленщине, о традиционной сельскохозяйственной культуре - льне долгунце.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с культурным наследием земли Смоленской - выращиванием льна для одежды, еды, предметов быта.
2. Учить детей отличать эту культуру от других семян, показать предметы из льна.
Публикация «Занятие в рамках программы „Социокультурные истоки“ на тему „Культурное наследие земли Смоленской, Лен-долгунец“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Смоленская область, Смоленск
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Развивать чувства гордости за родной край, наш народ.
4. Вызвать интерес к творческой работе и эмоциональный отклик у детей.
Ход занятия:
Под музыкально сопровождение («Камаринская» М. И. Глинка) воспитатель с куклой в традиционном костюме Смоленской губернии встречает детей, становимся в кружок приговаривая «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся» Объявляю тему занятия. Сегодня занятие посвящено культурным традициям, ценностям нашей малой родины - Смоленщины.
Воспитатель: К нам в гости пришла кукла. Её зовут Смоляночка. Почему она так называется как вы думаете? У Смоляночки характерное для Смоленщины платье. Оно льняное, украшенное характерным геометрическим, красным рисунком. Это платье, как и другие костюмы: рубашки, сарафаны, нижнее белье сделано из растения, которое очень давно выращивают на Смоленщине.
Ребята, раньше люди к земле обращались как к матери. Поэтому говорили, «Матушка Земля». Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения, Михаила Александровича Дудина, а вы попробуйте догадаться о каком растении, я вам уже дала подсказку, что это будет растение, пойдет речь?
«И звонкой радостью колышет
Над полем полог навесной.
А в поле лен цветет. И дышит
Весь мир его голубизной».
Ребята, вы догадались, о какой идет речь?
Правильно – это говориться о льне, еще иначе говорят про лен -синеглазая поросль матери земли. Поля цветущего льна – особые, невероятные по красоте. Посмотрите на экран, какая красота, как будто небо спустилось на землю. На самом деле цветы у льна бывают разных оттенков от бордового, до желтого. Но на Смоленщине лен – долгунец цветет именно так, синим и голубым цветом. (показ слайда или картину).
Почва и климат Смоленской земли очень благоприятна для данного растения. Смоленский край называют «пасмурным оазисом» из – за многочисленных дождей и туманов. Наш смоленский поэт, Юрий Васильевич Пашков, в своем стихотворении писал:
«Родным подзолам
Скудным глинам,
Как сын он предан до конца,
У льна характер Славянина,
Достоинства и честь бойца!»
Он говорит о плохой почве, в которой может родиться только стойкое и сильное растение по духу. И этим растением оказался лен.
Лен очень древнее растение, его выращивают более двух тысяч лет.
Семена льна очень мелкие, гладкие, блестящие.
Игра «Найди семя льна» Сядьте за стол. На столе в чашечках семена, может вы знаете какие? (гречиха, горох, лен) Потрогайте все и подумайте где лен? (Дети трогают семена и изучают лен)
Сеяли лен мужчины, а вот все остальное делали женщины. Поэтому лен называют еще «бабий». То есть лен выращивать было женским занятием. Выращивание льна, эта трудоемкая сельскохозяйственная работа. Даже есть пословицы: «лен любит поклон», «лен вымотает – лен озолотит». К выращиванию, уборке и переработке льна привлекались все жители Смоленщины, начиная со школьного возраста. Лен не косят, его выдергивают с корнем, и теребят. Раньше это делали в ручную, а сейчас уже это делает сельскохозяйственная техника.
Воспитатель: Сейчас попробуем посеять лен.
Дети поют песенку про лен и выполняют логоритмичекие упражнения. (На ковре)
"Я посеяла ленку"
1 куплет
Я посеяла ленку при дорожке в уголку. (идут по кругу друг за другом имитируя бросания зернышек)
Припев:
Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой (останавливаются хлопают в ладоши)
Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой
2 куплет
Вырос лён пребольшой, (стоят на месте поднимают руки вверх)
лён кудрявый зеленой. (вращают кисти рук над головой)
Припев.
Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой (останавливаются хлопают в ладоши)
Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой
3 куплет
По дорожке кто ходил, кто мой лён повалил (ручки кладут на щечки и качают головой)
Припев.
Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой (останавливаются хлопают в ладоши)
Ой лен, ты мой лен, лен кудрявый зеленой
4 куплет
По дороженьке по той
Три да молодца прошли.
Привет: Ой лен,ты мой лен, лен кудрявый зеленой
Воспитатель:Ребята, а теперь внимательно посмотрите на герб нашего Смоленского края, что вы видите? Изображено ли там растение о котором мы сегодня с вами говорили? (показ герба, Смоленской области)
Совершенно верно, лен изображен на государственном символе Смоленской области. А стебель льна символизирует трудовые достижения смолян. Ведь наша Смоленщина взрастила много людей, которые трудились и трудятся во блага нашей с вами Смоленской земли.
Лен нас одевает. Изо льна получают очень ценную по своим свойствам ткань. Для наших предков никакая, рубаха не могла сравниться с льняной: зимой льняная ткань хорошо согревает, летом –охлаждает. У меня есть полотенца, которые остались от бабушки.
(Покажу красивые льняные вещи)
В наше время гости города считали, что приехав в Смоленск, нельзя не приобрести льняной сувенир или небольшой набор льняных изделий.
Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!
Из льняных веревок плели лапти. Лен нас кормит. Люди пекли вкусный хлеб и пышки. А льняное масло добавляли в пищу, оно тоже очень полезно и по сей день. А так же семя льна используют в лечебных свойствах: лечат нарывы, ожоги, желудочно-кишечные заболевания. Даже льняные отходы используют в качестве дров. Как говорили люди про лен «Сколько в поле не родиться, все в доме пригодиться».
Воспитатель: Вот такое прекрасное растение растет у нас на Смоленщине - синеглазая поросль земли Смоленской.
Давайте нарисуем льняное поле. Берите фломастеры.
(Звучит музыка. русскую народную песню «Уж мы сеяли, сеяли ленок»)