Иванова Татьяна Валентиновна
Конспект занятия по развитию речи «Кот с бубенцами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы Тема: «Кот с бубенцами»
воспитателя МАДОУ «Детский сад № 229 «Дельфин» Сормовского района Иванова Татьяна Валентиновна
Тема: Кот с бубенцами.
Цель: продолжать развивать умения связной монологической речи при составлении повествовательного рассказа.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ :
Образовательные:
Словарь:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Кот с бубенцами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Закреплять умение лексического оформления своего высказывания.
2. Активизировать в речи детей слова, обозначающие название овощей, фруктов, ягод.
3. Упражнять детей в употреблении обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды»
Грамматика:
4. Закреплять умение детей грамматически оформить высказывание.
5. Упражнять в произношении и дифференциации звуков «з», «ш», «щ».
Связная речь
6. Закреплять умение программирования повествовательного повествовательного высказывания.
7. Упражнять детей в составлении концовки высказывания.
Развивающие :
1. Развивать речевую активность.
2. Продолжать развивать внимание.
3. Продолжать развивать умение выделять общие и существенные признаки в наблюдаемых предметах и явлениях.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение общения в коллективе.
2. Воспитывать наблюдательность.
Методы и приё мы:
• Словесные: чтение фрагмента рассказа Л. Н. Толстого «Кот с бубенцами», напоминание, словесное поощрение, анализ и оценка детских рассказов, словесное поощрение. проблемные и репродуктивные вопросы.
• Наглядные: моделирование.
• Практические: моделирование, речедвигательная физкультминутка д/упражнение «Разложи картинки», элемент гимнастики мозга «Умная шляпа» и элемент самомассажа детей – точка внимания.
• Игровые: игровая ситуация, д/и «Чего не стало».
Материал:
Игрушка кота и изображение мышей, фланелеграф, мольберт, картинки с изображением овощей, фруктов и ягод, корзиночки плоскостные, модель повествовательного рассказа.
Предварительная работа:
д/и «В огороде и в саду», д/и «Четвертый лишний», рассматривание картинок и иллюстраций по теме «Дары лета», работа с моделью, д/и «Составь рассказ»
Индивидуально дифференцированная работа:
Дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей. – высокий уровень, - средний уровень; - низкий уровень
Первыми рассказ составляют дети высокого уровня речевого развития.
К детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей /Илья Т., Кирилл К. /.
При составлении продолжения рассказа Алина К. (Х - ноги) будет сидеть на перевернутом стуле.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Часть № 1. Создание речеактивизирующей ситуации.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто – то идет.
/Дети и воспитатель подходят к двери, там кот и корзина/.
Воспитатель: Здравствуйте, Кот Котофеич.
Кот: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Кот Котофеич, а почему ты такой грустный?
Кот: Ребята, хозяйка оставила мне корзину, в ней овощи, фрукты и ягоды и велела их разложить: в одну – овощи, в другую – фрукты, в третью – ягоды. Но вот беда, я не знаю, что здесь овощи, что фрукты, а что овощи.
Воспитатель: Ребята, как же нам быть, как помочь Коту Котофеичу?
Дети: Мы поможем ему.
Д/упражнение «Разложи картинки».
На мольберте три корзиночки, на столе картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. Дети по очереди подходят, берут корзинку, называют то, что там изображено и определяют, что это: овощ, фрукт и ягода, затем кладут картинку в нужную корзиночку.
По ходу игры, воспитатель уточняет, почему ребенок принял то или иное решение, спрашивает других детей, все ли согласны с решением.
После выполнения игры.
Кот: Спасибо, ребята вам за помощь. А за то, что вы мне помогли, я хочу с вами поиграть.
Д/и «Чего не стало».
На фланелеграф вывешиваются изображения овощей, фруктов и ягод. Дети закрывают глаза, убирается одна картинка. Дети отвечают: «Чего не стало?»
Кот: Молодцы, ребята, хорошо поиграли.
Воспитатель: Кот Котофеич, а мы с ребятами тоже хотим поиграть с тобой.
Рече двигательная физкультминутка.
Котя, котенька, коток
Котя серенький лобок
Вышел котя погулять
Погулять и поиграть.
(Ходьба по кругу)
Под столом уселся кот,
Серых мышек котя ждет. (дети садятся на пятки)
Ушки на макушке. (показываем руками с раскрытой ладонью уши)
В лапках коготушки. (сжимаем руки в кулак)
Вот комар прилетел,
Свою песенку запел. (проговаривание звука «з»)
На окошке бьётся жук
Слышит котя этот звук. (проговаривание звука «ж»)
Слышит шорох на полу,
Мышки возятся в углу. (проговаривание звука «ш»)
Цап – царап, он стал хватать,
Только где же их поймать? (дети разбегаются по группе)
Воспитатель: Пока мы играли, наш котик куда то убежал. За кем он побежал, ребята?
Дети: за мышками.
Воспитатель: Вот как - то раз мыши, ребята, мне хотели рассказать одну историю, которая приключилась у них с котом. Вот только кот спугнул их, и они спрятались. Вот послушайте, что они успели мне рассказать.
Воспитатель зачитывает начало рассказа «Кот с бубенцами» : «Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трех заест. Сошлись раз мыши, стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили - ничего не могли придумать. Вот одна мышь и сказала: «Я вам скажу, как от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею колокольчик одеть, чтобы он звенел»»
Воспитатель: Вот только что и успели рассказать мне мыши. А вам интересно, что было дальше?
Ответы детей.
Воспитатель: А можно из этого рассказа узнать, что же было дальше.
Дети: нет.
Воспитатель: А каких частей рассказа здесь не хватает? А какие есть?
Ответы детей: (они ориентируются по модели и определяют, что не хватает развития действия и конца).
Воспитатель: Придумаем недостающие части. Сейчас, каждый из вас подумает, что было дальше. А потом расскажете свое продолжение. Но прежде чем, мы начнем, оденем умные шляпы - элемент гимнастики мозга «Умная шляпа» и помассажируем точку внимания – элемент само массажа.
Воспитатель еще раз зачитывает начало рассказа – дети рассказывают свои концовки. Полученные рассказы записываются на диктофон.
Вопросы по анализу рассказов.
- Интересный получился рассказ?
- Что особенно понравилось?
- Правильно ли построен рассказ?
- Не пропустил ли рассказчик какой – нибудь части?
Воспитатель: Молодцы ребята, мы пошлем наши рассказы мышкам и поможем им. Что вам больше всего понравилось в этом приключении? А какие задания для Вас были самыми трудными?