Елена Буянина
Занятие по профилактике суицидального поведения для 7–11 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по профилактике суицидального поведения для 7-11 классов
Цель: формирование у учащихся системы жизненных ценностей, осмысление жизни как главной ценности;
Занятие 1. «Смысл жизни»
Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как.
Ф. Ницше
Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя как личность.
Публикация «Занятие по профилактике суицидального поведения для 7–11 классов» размещена в разделах
- Средняя школа, 7 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: выявить общие и индивидуальные проблемы подросткового возраста; помочь осознать его особенности, сопоставить свой жизненный опыт с опытом сверстников; помочь сформировать активную жизненную позицию, развить саморефлексию.
Ход занятия:
1. Создай свою визитку
Участникам предлагается оформить свою визитку, написать имя (или как бы они хотели, чтобы их называли на занятиях другие, а также все то, что поможет им лучше раскрыть свой образ.
2. Жизненный девиз
Ребята должны представить свой жизненный девиз, свой главный принцип жизни. Важно отметить оптимистичные и пессимистичные девизы.
3. Анализ сказки
Д. Соколов. Сказка о милостивой судьбе
Цвели рядышком два деревца – молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.
– Я вырасту высоким и раскидистым, говорило одно. – У меня в ветвях поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные.
– Нет, – говорило другое, – расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке.
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уже – спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно их них – то, что было когда-то первым деревцем, – расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроили в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей, а вы достигайте своих.
Вопросы для обсуждения:
• Можно ли изменить судьбу?
• Какова судьба дерева? (Рост, питание, цветение)
• Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть)
• Как хотело изменить судьбу второе дерево?
• Достигли ли деревья своих целей?
• «Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?
• Что определяет смысл жизни — судьба или сам человек?
• Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир? Для чего живете вы?
4. Упражнение «Золотая рыбка»
Ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?».
5. Упражнение «Паутина проблем»
Класс можно разделить на несколько команд, вручив участникам каждой команды ватман и фломастеры.
Каждая команда выбирает свою проблему (возможно с помощью педагога, над которой она будет работать, пишет ее в центре листа ватмана. Затем ведущий спрашивает, почему данная проблема существует. Команды отвечают по очереди, исходя из сути своей проблемы. Все найденные причины записываются на ватмане вокруг проблемы и соединяются стрелочками. В отношении каждой записанной на листе причины ребят следует спросить, почему эта причина возникла. Продолжать построение цепочки причин следует до тех пор, пока не будут сформулированы такие из них, которые зависят от самих учащихся и с которыми ребята могут справиться сами.
Задание выполняется в течение 30–40 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою «паутину» проблемы, показывая, что следует предпринять человеку, чтобы избежать неприятностей.
6. Рефлексия
Ребятам предлагается ответить на вопрос о том, какие мысли возникали по ходу занятия. Мнения могут высказываться по кругу.
7. Домашнее задание
Учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?».
8. Подарок педагога
Ведущий занятия дарит каждому участнику открытку или пожелание в виде цитаты. Например:
«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлеба» (Ф. Достоевский).
«Наша жизнь – путешествие. Идея – путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается, цель утрачена, и сил как не бывало» (В. Гюго).