наталья учайкина
Занятие по подготовке к обучению грамоте. «Праздник грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Праздник грамоты
(подготовка к обучению грамоте)
Задачи: закреплять понятия «слово», «звук», «гласные», «согласные», «твёрдые согласные», «мягкие согласные», умение делить слова на части, определять количество слогов в слове, различать на слух твёрдые, мягкие согласные; выделять первый согласный звук; определять место звука в слове; продолжать знакомиться со словами- признаками, словами- действиями; упражняться в развитии фонематического слуха.
Публикация «Занятие по подготовке к обучению грамоте, „Праздник грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: свиток, сюжетная иллюстрация, игрушки (мяч, лев, ёжик, сова, рыба, заяц, лиса, лягушка, собака, бегемот, крокодил, ворона, черепаха, обезьяна); 12 картинок, изображающих предметы, названия которых начинаются на твёрдые и мягкие согласные; изображения Тома и Тины; мольберт, чистый лист бумаги и фломастер; схемы определения позиции звука в слове; подарки
Ход занятия
Восп. Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались на необычное занятие – сегодня у нас праздник грамоты. Любой праздник начинается с хорошего настроения, давайте и мы создадим его. Давайте все встанем в кружок и поздороваемся друг с другом. (дети встают в круг и называют своё имя, фамилию)
-давайте опишем каждого из вас, т. е. назовём его признаки
-послушайте! Кажется, к нам кто-то в гости идёт (воспитатель надевает на руку куклу – королеву грамоты)
Королева грамоты : здравствуйте, ребята! Я – королева грамоты. Слышала от своих слуг, что вы многое умеете, и решила проверить, так ли это. На моём волшебном свитке много заданий и загадок. Если справитесь с ними, награжу вас (королева показывает свиток и садится на трон)
Восп. Попробуем отгадать загадки королевы грамоты?
Королева: начнём! Первое задание – загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать. Что это?
Дети:
Королева: молодцы! Отгадали загадку. Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку, а вы по очереди будете называть, что на ней нарисовано.
Королева показывает детям сюжетную картинку, дети по очереди называют изображённые на ней предметы.
Королева: хорошо! Теперь ответьте на другой вопрос. Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить?
Дети: их можно измерить
Королева: а чем? Линейкой?
Дети: нет. Слогами.
Восп. а как считаем слоги, с помощью чего? Правильно, с помощью хлопков. Давайте покажем королеве грамоты : как это, хлопая в ладоши, измерять слова? Вот, например, мяч. (показывает детям игрушку). Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково – «мячик», сколько будет слогов? Воспитатель и дети вместе прохлопывают слова, считая количество слогов.
Игра «собери игрушки по количеству слогов».
Королева: у меня на столе игрушки. Первая команда б удет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а вторая – игрушки, названия которых состоят из трёх слогов. Начали. Дети по очереди бегут к столу, берут по одной игрушке и относят к столику своей команды. После окончания игры воспитатель вместе с королевой грамоты и детьми анализируют, правильно ли команды выбрали себе игрушки, исправляют ошибки.
Королева: молодцы! Слушайте следующий вопрос: из чего состоят слова, когда мы их произносим? Правильно, из звуков.
Восп. Давайте, ребята, вспомним сказку про звуки. В городе Звукинске жили-были необычные жители. Звали их … .одни умели петь и их назвали гласными. Волшебник им подарил карнавальные платьица. Какие? Гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными звуками? Верно, согласные. Они так и называются – «со-гласные», потому что во всём соглашаются с гласными. Одни гласные говорили твёрдо и им дали платьица …. цвета, а те гласные, которые говорят мягко, получили …. платьица.
--- посмотрите, кто пришёл к нам сегодня на праздник? Познакомьтесь, королева, это Том и Тина.
Тина: Я – Тина, весёлая девчонка,
Люблю зелёный цвет
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший – нет.
Том: Я – Том, люблю звук твёрдый
Люблю я синий цвет
Сегодня мы проснулись
А наших звуков нет.
Кто-то звуки нам смешал
Все картинки разбросал
Восп. Давайте поможем Тому и Тине разобрать картинки. Пусть они посидят на стульчиках и проверят, правильно ил вы подбираете картинки. Тому нужны предметы, названия которых начинаются на звуки….Какие?. а Тине?
Картинки раскладываются на полу. Для игры выбирают два человека: один собирает картинки для Тома, а другой для Тины. После окончания игры воспитатель показывает всем детям по одной картинке. Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображённого на картинке, характеризуют этот звук – твёрдый он или мягкий, анализируют правильно ли разделены предметы, исправляют ошибки.
Восп. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тины. А эти начинаются на твёрдые звуки – они для Тома. Тим, Тина, правильно ребята разделили для вас картинки? Не ошиблись? Тим и Тина говорят «спасибо» и уходят.
Королева: ах, какие молодцы! Я вижу, что вы устали. Давайте поиграем. Я буду называть звук, а вы выполняйте движения: если гласный – прыгайте, твёрдый согласный – приседайте, мягкий согласный – хлопайте в ладоши. Договорились? Начали! Королева называет звуки в произвольном порядке, дети выполняют движения.
Королева: ребята, у каждого из вас есть свой дом. А меня домик сломался. Что делать, не знаю.
Восп. Не грусти, королева. Ребята, давайте поможем королеве. Посмотрите, здесь остались одни стены, дом нужно достроить, но добавляться будут лишь те детали дома, в названии которых есть звук р. игра «Построим дом»
Королева: ах! Какой замечательный дом! Спасибо, ребята!
Восп. Уважаемая королева, посмотри сколько деталей ребята нарисовали, в названии которых есть звук р. А ещё они умеют определять, где находится звук: в начале слова, в середине или в конце.
Королева: ну-ка, ну-ка, покажите –ка мне как вы это делаете?
Слова и карточки. Крыша, ручка, труба, дверь, чердак, рябина, мусор, дрова, забор, Рекс, кирпич.
Восп. Королева грамоты, мы с ребятами и загадки отгадывали, и играли, и соревновались. Как ты считаешь, справились мы с твоими заданиями?
Королева: справились. Молодцы, ребята! Вы меня не подвели! А вот и обещанный сюрприз! Раздача медалей. А мне, к сожалению, пора. До свидания, ребята! Уходит.
Восп. Ну что, ребята, вам понравился праздник с королевой грамоты? Что запомнилось? Что понравилось больше всего?