Наталья Букало
Занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте по комплексно-игровой методике «Звукоград»
▼ Скачать
ТЕМА:
Чудеса в Звукограде.
ЦЕЛИ:
обучающие:
- уточнить понятия «гласный звук и согласный звук», «согласный твердый и мягкий», «глухой и звонкий»;
- упражнять в умении слогоделения и соотносить слово со схемой;
- продолжать учить определять позицию заданного звука в слове;
- формировать интонационную выразительность речи;
коррекционные:
- коррегировать фонематическое восприятие детей на основе упражнений в звукослоговом анализе и синтезе;
- закреплять умение четко произносить заданные звуки на фоне слога, слова;
Публикация «Занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте по комплексно-игровой методике „Звукоград“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
- опираясь на слуховые, зрительные и кинестетические ощущения, различать звук в потоке других звуков, обозначать его символически;
оздоровительные:
- учить снимать умственное напряжение через активизацию общей моторики, используя кинезиологические упражнения;
- использование массажных упражнений;
воспитательные:
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- воспитывать умение слушать друг друга и помогать;
- воспитывать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ:
демонстрационное:
картина Звукограда (улица Певцов, дерево Певцов, улица Тихая, улица Звонкая); Звуковички в зеленом, синем и красном костюмчиках; картинки-символы звуков.
раздаточное:
фишки зеленого, синего, красного цвета; полоски-схемы (обозначение слов); предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГМОМЕНТ.
- Сядет тот, кто назовет первый звук в своем имени.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
- Ребята посмотрите на наш Звукоград. Случилась беда. На город налетел ураган, и порывом сильного ветра унесло наши все звуки с окошек в царство злого Звукомора. Звуковички прилетели к нам, чтобы мы помогли им вернуть назад звуки в свои квартиры. Поможем им? А помочь могут только правильные ваши ответы. Постарайтесь помочь Звуковичкам.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Ребята, скажите, что больше всего любят Звуковички: конфеты?. Мороженное?. (Они любят звуки).
«Угостите» Звуковичка в красном костюмчике (дети называют гласные звуки); «угостите» Звуковичка в синем костюмчике (дети называют твердые согласные звуки); «угостите» Звуковичка в зеленом костюмчике (дети называют мягкие согласные звуки).
-Звуковички предлагают вам поиграть в игру «Камень-вата».
Логопед называет мягкие варианты согласных звуков, дети при помощи жестов показывают «вату», а когда называет твердые согласные звуки – дети сжимают пальцы в кулак-«камень».
- А скажите мне слово «торт» можно съесть? Слово «конфета» можно пососать? А со словом «мяч» можно поиграть в футбол? А что можно делать со словами? (читать, слышать, писать, делить на слоги). Звуковички приготовили для вас задания. У каждого на столе лежит слово-подарок для Звуковичка. Разделите свои слова на слоги и положите в кармашек к тому Звуковичку, у которого подходит слоговая схема.
(Один Звуковичок лежит на по-душ-ке и в свой кармашек будет собирать слова, у которых три слога в слове. Другой Звуковичок сидит на кам-нях и собирает двухслоговые слова. А в кармашек цветка мак можно положить только слово с одним слогом). Дети выполняют задание.
- Давайте вспомним, как называется это дерево? (дерево Певцов).
Звуковичок в каком костюмчике охраняет на дереве звуки? (В красном). Какие это звуки? (гласные звуки).
Злой Звукомор вернет вам звуки, если вы отгадаете, какой гласный звук слышим в слове «слон» (звук О, а в слове «пух» (звук У). А какой первый звук в слове «эхо»? (звук Э). Молодцы!
А теперь следующее задание. Приготовьте свои полосочки и фишки и «поймайте» звук И в слове «кит»; поймайте звук У в слове «подушка»; «поймайте» последний звук в слове «улица», в слове «Звуковичок».
Звукомор возвращает нам все звуки, которые вы правильно назвали. Они лежат на поляне под большим красивым цветком.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Пойдемте на поляну. Сейчас мы превратимся в кузнечиков. (Дети выполняют движения согласно тексту стиха):
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Травку покушайте,
Тишину послушайте.
- А теперь мы с вами - красивые бабочки, которые, сложив крылья на спине, спят.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
И, конечно, полетел.
-Давайте подлетим к нашему цветку и посмотрим, не обманул ли нас Звукомор. Он обещал нам вернуть звуки.
Подготовим глазки, Дети выполняют круговые массажные
движения на закрытых глазах.
Подготовим ушки, Прикладываем руки к ушным раковинам и
растираем ушки.
Подготовим ручки, Растираем руки и хлопаем.
Подготовим ножки. Топаем ногами.
Вы готовы, дети? Разводим руки в стороны и обнимаем себя.
(Под цветком достаем картинки-символы звуков.
Дети садятся на свои места за столами.)
- Давайте мы по очереди будем возвращать звуки в квартиры.
(Дети отгадывают гласные звуки по немой артикуляции логопеда: подсказка – дерево Певцов и возвращают на улицу Певцов.)
А согласные звуки – по описанию положения артикуляционных органов логопедом при произнесении заданного звука. В зависимости от того, какой это звук: глухой или звонкий, дети поселяют его на улицу Тихую или Звонкую.)
5. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА «БЛИНЫ».
Звуки вернулись в свои квартиры, на свои улицы. У них праздник. Давайте приготовим им блины.
Левую ладошку вытянуть вперед параллельно полу. Ладошка «смотрит» на пол. Правую ладонь тоже вытянуть вперед, развернуть к «потолку». Тыльные стороны ладоней расположить одну над другой так, чтобы они соприкасались. Переворачивая ладони («блины», правую вниз к полу, левую поверх правой к потолку, читаем стишок:
Я пеку, пеку, пеку
Звуковичкам всем по блинку.
6. ИГРА «СПЛЕТЕМ ВЕНОЧЕК».
Каждый из детей должен определить последний звук в слове, которое придумал предыдущий ребенок, и дать ему руку. Последний ребенок дает руку первому, и образуют круг – веночек.
7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Мы своими знаниями победили злого Звукомора и Звуковички нас за это благодарят. Дети достают из-под цветка угощение.