Балагурова Елена
Заметка «Взаимодействие родителей и педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной.. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.
Публикация «Заметка „Взаимодействие родителей и педагогов“» размещена в разделах
Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение.
Основной целью взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.
Самыми распространёнными методами работы с родителями являются :
· Наглядная информация для родителей
· Беседы с родителями
· Родительские собрания
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога медицинских работников, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т. д., а также фотографии из жизни детей в детском саду.
Сотрудничество воспитателя, детей и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности:
- родительское собрание 1 раз в квартал;
- индивидуальные беседы (по мере необходимости) ;
- консультации;
- организация совместной деятельности родителей и детей (1 раз в квартал) : привлечение родителей к проведению праздников.
- организация работы родительского комитета;
- поощрение родителей за сотрудничество (в конце квартала, по итогам учебного года) .
Работу с родителями в основном нужно строить через коллективную, и индивидуальную формы взаимодействия. Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, а также на консультациях.
Положительным результатом сотрудничества в группе можно считать:
- уважение со стороны родителей к педагогическому коллективу;
- улучшение межличностных взаимоотношений;
- большая удовлетворенность совместно сделанной работой, более творческий подход к ней;
- лучшее знание родителями детей образовательных программ, ощущение своей значимости в детском саду; укрепление семьи и улучшение общения с детьми;
- лучшее отношение детей к развитию их знаний и умений, успешному социальному положению.
Большой эффект во взаимодействии семьи и воспитателя будет, если воспитатель даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в группе. В общении с коллективом родителей воспитатель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в группе мероприятиях.
Правила эффективного взаимодействия воспитателя с семьями детей:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет,поэтому нужно создать необходимые условия для общения.
2. Не стоит беседовать с родителями второпях, на бегу; если воспитатель не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.
3. Разговаривайть с родителями нужно спокойным тоном, не стараясь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию с их стороны.
4. Нужно уметь терпеливо слушать родителей, давать возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
5. Не стоит спешить с выводами! Нужно обдумайть хорошо то, что вы услышали от родителей.
6. То, о чем родители поведали воспитателю, не должно стать достоянием других родителей, детей и воспитателей.
7. Если есть необходимость поделиться той профессиональной информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
8. Готовясь к встрече с семьей воспитанника, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
9. Каждая встреча с семьей воспитанника должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
Коротко о наших планах на учебный год
В этом учебном году планируется совместный с родителями спортивный праздник «Папа,мама,я-спортивная семья. По итогам вместе с родителями будут обсуждаться вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни,будут даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома.
Так же планируется анкетирование родителей на тему «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка»-это позволит получить информацию о тех проблемах,с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.
Из консультации «Развиваем речь ребёнка вместе» родители убедятся в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомятся с речевыми играми – помощницами.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Поэтому планируется проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!»-это станет стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Будет практиковаться награждение участников выставок внутри группы.
Планируется регулярная организация фотовыставок «Хорошо у нас в саду»,где мы познакомим родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «Осенний праздник», «День матери», «Новый год» «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья»,и т. д.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получат через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.
Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнают : как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям среднего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомит с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время.
В своей работе с родителями мы планируем в этом году использовать следующие интересные формы:
1. «Почтовый ящик», который будет находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т. е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.
2. Наглядно-информационные формы:
Мы постоянно оформляем групповые стенды типа:
“Для вас, родители”, содержащие информацию о повседневной жизни группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками.
“Советы и рекомендации” под руководством психолога помещаются рекомендации по различным вопросам.
«Творим и создаем» - уголок рисунков и поделок детей по аппликации, конструированию и лепке.
Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты с днем рождения воспитанников.
Так же была создана книга отзывов и предложений. Здесь родители могут написать нам отзывы о проведенных мероприятиях, поздравления с праздником, пожелания о предстоящих мероприятиях.
Планируется уголок, где мы будем размещать грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах. Похвала необходима и детям, и родителям.
3. Досуговые формы работы с родителями.
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями
Взаимодействие с семьей в средней группе
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
Образовательная область «Физическое развитие» :
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми;
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий;
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
Образовательная область «Речевое развитие» :
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» :
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой;
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения;
- раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.