Селезнева Анна
Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Часто родители замечают, что их ребенок, начав посещать детский сад, стал чаще болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.
Публикация «Консультация для родителей „Закаливание детей в домашних условиях“» размещена в разделах
Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического характера, так и материального. При этом зачастую ребенок, пролеченный от респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым.
Положительного оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, следствием чего могут быть уменьшение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1 — 2 раз в год.
Закаливание – это воздействие на организм различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшны ни сильные ветра, ни перепады температуры, ни переохлаждение. Подготовленный организм готов дать отпор простуде. Закаливание улучшает работу внутренних органов, способствует развитию мышц, активизирует процессы обмена веществ, укрепляет нервную систему.
Смысл закаливания – в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.
Благоприятный эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соответствии следующих основных правил:
1. Начинать закаливание можно только, если ребенок здоров, необходимо учитывать его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
2. Систематичность. Закаливающие процедуры эффективны лишь при условии их систематического проведения, в любое время года, изо дня в день. В случае систематического проведения закаливающих процедур вырабатывается условный рефлекс в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие различной температуры. Адаптация организма к резким колебаниям температуры не создается за несколько дней. Если в дальнейшем условный рефлекс на внешние воздействия не подкрепляется, то он вскоре угасает, а затем исчезает. Перерывы в закаливании более 5 дней у детей снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
3. Постепенность. При проведении закаливающих процедур, особенно в первые дни, нужно внимательно следить за самочувствием ребенка, массой тела, сном, аппетитом. Постепенность - одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздействию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно при-спосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Только последовательно приучая малышей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов. Особая осторожность необходима в отношении ослабленных и легковозбудимых детей. Этим детям целесообразно проводить сначала частичное обливание или обтирание, при воздушной ванне - обнажать на первых порах только ножки и ручки, потом живот, грудь и т. д. По мере улучшения состояния здоровья у ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным закаливающим процедурам, рекомендованным для здоровых детей.
4. Эмоциональное состояние имеет большое значение в эффективности закаливания. Процедуры должны проводиться на фоне положительной настроенности ребенка, если же он проявляет беспокойство, капризничает, их временно отменяют. Дети требуют особого внимания и подхода, перед началом закаливающей процедуры необходимо создавать такую обстановку, чтобы у ребенка не появлялось чувство страха. Дети любят, когда закаливание проходит в форме развлечения или игры, а также, когда в нем принимает участие вся семья.
В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.
Существуют разные способы закаливания :
Воздушные ванны
Свежий воздух – один из наиболее доступных и очень ценных природных факторов, используемых для закаливания организма. Его следует применять как закаливающее средство повседневно, начиная с периода новорождённости. Свежий воздух улучшает вентиляцию лёгких и газообмен, в результате увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов в крови. Прохладный и холодный воздух придает бодрость ребёнку, повышает аппетит. Ребё нок очень чувствителен к недостатку воздуха: относительная потребность в кислороде у него в 2,5 раза выше, чем у взрослого человека. От недостатка кислорода в первую очередь страдает нервная система малыша.
Если ребёнок большую часть времени проводит в душном помещении, создаются условия для развития у него малокровия, рахита и других заболеваний. Поэтому закаливающие мероприятия следует выполнять постоянно и регулярно. В комнате, где находятся дети, воздух должен быть чистым и свежим. Для этого необходимо систематически проветривать помещение, в холодный сезон – непродолжительное время 5-6 раз в сутки, а в тёплый период – круглые сутки.
Горячий сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки носа и верхних дыхательных путей, что способствует их воспалению. Это причиняет ребёнку беспокойство, снижает способность его организма сопротивляться инфекции. Для увлажнения воздуха в таких помещениях хорошо поставить сосуд с водой или использовать увлажнитель воздуха.
Воздушные процедуры оказывают наиболее лёгкое воздействие на организм ребёнка, они должны предшествовать другим видам закаливания.
Воздушные ванны в виде полного или частичного обнажения кожных покровов ребёнка в холодное время года проводят в комнате, а летом – на свежем воздухе. Комнатные воздушные ванны следует проводить в хорошо проветренном помещении. Сначала температура воздуха должна быть индифферентной, чтобы ребёнок не ощущал ни чрезмерного тепла, ни охлаждения – не ниже 22°С. В дальнейшем её постепенно снижают для детей младше года до 20-18°С, для детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет – до 18-17°С. Воздушные ванны можно начинать с первых же недель жизни ребёнка. Его раздевают и оставляют обнаженным на 2-3 минуты при комнатной температуре.
С каждым днём длительность воздушных ванн увеличивают на 1-2 минуты и постепенно доводят к 6-ти месяцам до 8 минут, а к концу первого года жизни – до 10-15 минут. На этом этапе процедуру можно повторять 2-3 раза в день. Приурочивают воздушные ванны к переодеванию детей после ночного и дневного сна или проводят их спустя 30-40 минут после кормления (у более старших детей воздушные ванны допустимы не раньше, чем через час после еды, но не перед сном.
Детям старше года комнатные воздушные ванны рекомендуется проводить в процессе подвижных игр и занятий. Летом в часы бодрствования малыши играют в тени под деревьями в обнажённом или полуобнажённом виде. Наиболее удобное время для воздушных ванн вне помещения – 10-11 часов утра, не раньше, чем через 30-40 минут после первого завтрака. Старшие дети выполняют утреннюю гимнастику в предварительно хорошо проветренном помещении или при открытых фрамугах или форточках. Температура воздуха при таких воздушных ваннах может быть снижена до 17°С. Усиление раздражающего действия воздуха достигается путём понижения его температуры или увеличения площади открытой поверхности кожных покровов.
Солнечные ванны
Солнечный свет оказывает оздоравливающее и профилактическое влияние на организм. Солнечные лучи, прежде всего, ультрафиолетовые, действуют на нервно-рецепторный аппарат кожи и вызывают в организме сложные химические превращения, повышают тонус центральной нервной системы, улучшают обмен веществ и состав крови, активизируют деятельность желез внутренней секреции. Однако нельзя забывать, что положительное действие солнечных лучей на организм проявляется только при определенных дозах солнечной радиации.
Детей, не достигших возраста 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.
Солнечные ванны принимают в утренние или вечерние часы, спустя час – полтора после еды. На солнце ребенку лучше всего находиться только до одиннадцати утра и после пяти вечера. Первая ванна продолжается 2-3 минуты: одну минуту ребенок лежит на животе, другую – на спине. Через день-два добавляется 2 минуты. Продолжительность процедуры увеличивается до тех пор, пока не достигнет 20-30 минут. При приеме таких ванн ребенок обязательно должен быть в головном уборе.
Водные процедуры
Вода, как и свежий воздух, является одним из важнейших факторов закаливания. Человек испытывает благотворное влияние воды с первого дня жизни. Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды, при определённых условиях и соответствующей организации они применяются и как средство закаливания.
Холодная вода оказывает более сильное воздействие на теплорегуляцию, чем воздух. Физиологическое влияние водных процедур на организм представляет собой совокупное действие термических, механических и химических раздражителей (за счёт растворённых в воде минеральных солей и газов).
Термический эффект при закаливании водой значительно превышает таковой при воздушных ваннах, поскольку коэффициент теплопроводности воды почти в 30 раз выше, чем воздуха. Закаливание водой требует большой осторожности, особенно в раннем возрасте. Для детей ослабленных или не привыкших к холодной воде особенно важен постепенный переход от тёплых процедур к прохладным.
Большое значение имеет также продолжительность водной процедуры: чем ниже температура воды, тем короче должна быть процедура. При систематическом применении водных процедур улучшаются тонус нервной системы, совершенствуется терморегуляция, повышается устойчивость организма к резким колебаниям внешней температуры.
Обтирания
Одной из самых слабых по воздействию на организм водных процедур считается влажное обтирание. Обтирания могут быть местными и общими.
Местные водные обтирания назначают ослабленным детям с целью постепенного увеличения нагрузки: сначала обтирают небольшую поверхность тела, например, конечности, а через несколько дней или недель переходят к общим процедурам. И местные, и общие обтирания выполняют рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в тёплой воде и отжатой.
Общее влажное обтирание тела ребё нка производят в такой последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и спину. Длительность процедуры – 1-2 минуты. Сразу после влажного обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренной гиперемии. Затем ребёнка одевают, укладывают в постель на 10-15 минут и укрывают одеялом.
Влажные обтирания лучше начинать после того, как ребёнок привыкает к воздушным ваннам. Температура воды должна быть вначале близкой к температуре тела ребёнка (36-33°С, затем постепенно её доводят до 30-28°С для детей грудного возраста и 26-24°С для детей 2-3 лет. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С.
Ослабленным детям кожную поверхность тела обтирают по частям: сначала одну руку и сразу же вытирают её сухим полотенцем до лёгкого покраснения, затем – вторую руку, ноги, грудь, живот и спину. Всё тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом или тёплой пелёнкой, по окончании процедуры на ребёнка быстро надевают сухую одежду и укладывают его в постель. После такой подготовки через несколько дней можно перейти к влажному обтиранию всего тела.
Продолжительность обтираний не должна превышать 3-х минут. После 1-2 месяцев при явно выраженном благоприятном эффекте переходят к более сильным воздействиям водой – обливаниям.
Обливания
В течение первых месяцев жизни ребёнка после обычной ванны обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже, чем в ванне. Со временем температуру воды для обливания постепенно снижают еще на 2-3°С. Так приучают детей к контрастным температурам, что составляет один из элементов закаливания организма.
В холодный период обливание рекомендуется начинать только после предварительных обтираний, летом же закаливание детей водой можно начинать сразу с обливания. Зимой во время обливания голова ребёнка должна быть прикрыта полиэтиленовой или клеёнчатой шапочкой. Сразу после обливания ребёнка вытирают сухим полотенцем, слегка массажируя кожу до появления лёгкой гиперемии. Обычно после правильно проведённой процедуры кожные покровы сначала на короткое время становятся бледными, а затем гиперемированными.
Закаливание ротоглотки
Полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3 — 4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.) дает хороший закаливающий эффект. После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0, 5 — 1 С. Начинать с температуры + 24 + 25 С.
Противопоказаний к закаливанию нет. Временными противопоказаниями к началу закаливающих процедур являются все заболевания с повышением температуры, обширные поражения кожных покровов, травмы, заболевания со значительными нарушениями деятельности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и выделительной систем. После того как острое состояние заболевания миновало, закаливание постепенно можно возобновлять. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.