Виктория Давидюк
Задания по формированию конструктивных умений и развитию пространственного мышления (совокупности заданий)
▼ Скачать + Заказать документы
Совокупность заданий № 1.
Цель данной совокупности заданий – развитие умения анализировать предложенные геометрические образы.
Задание 1.
Цель: развитие точности восприятия, глазомера и умения перемещать фигуру в уме.
Материал: на фланелеграфе выставляется геометрическая фигура, в которой не хватает кусочка, и отдельно — несколько кусочков.
Способ выполнения.
Публикация «Задания по формированию конструктивных умений и развитию пространственного мышления (совокупности заданий)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Дети должны с первого раза правильно найти недостающую деталь и правильно ее приставить. Они по желанию выходят к фланелеграфу и выполняют задание. Ребенок, который ошибся, уступает место следующему.
Задание 2.
Цель: развитие внимания, образной памяти и мелкой моторики.
Материал: образцы рисунков, рамка с геометрическими прорезями.
Способ выполнения.
Педагог показывает детям образец рисунка:
— Посмотрите на эту картинку: на кого похоже? (На Чебурашку.)
Дети рассматривают рисунок в течение 3-5 секунд, затем педагог убирает рисунок и просит нарисовать Чебурашку по памяти (используя рамку).
— К Чебурашке пришла в гости Маша-Неваляшка, посмотрите на нее:
Картинка убирается, дети рисуют Машу-Неваляшку по памяти (используя рамку). Педагог может использовать отсрочку в качестве усложняющего элемента.
Результаты работы сравниваются с образцом.
Задание 3.
Цель: развитие образной памяти, внимания и наблюдательности.
Материал: карточки с изображениями фигур, бумага, карандаш, рамка с прорезями.
Способ выполнения.
Педагог показывает карточку в течение 3-5 секунд, затем убирает ее. Дети должны нарисовать фигурку по памяти, используя рамку с прорезями.
Задание 4.
Цель: организация внимания, развитие образной памяти.
Материал: карточки с изображениями фигур, бумага, карандаш, рамка с прорезями.
Способ выполнения.
Педагог показывает карточки с разными лодочками (по одной) в течение 3-5 секунд. Дети рисуют их по памяти, используя рамку.
Задание 5.
Цель: развитие умения классифицировать фигуры по признаку формы.
Материал: на фланелеграфе несколько фигур:
Способ выполнения.
— Одна из фигур лишняя, найдите ее. (Овал.)
— Почему она лишняя? (Без углов.)
Педагог снимает лишнюю фигуру с фланелеграфа.
— Среди оставшихся, найдите две одинаковые. Проверьте свой выбор наложением. Что это за фигуры? (Треугольники 1 и 8.)
— Почему эту фигуру называют треугольником? (Три угла, три стороны.)
Педагог убирает одинаковые фигуры.
— Какие фигуры остались? Разделите их на две группы. (Треугольники и четырехугольники.)
— Сколько треугольников? (3.) Сколько четырехугольников? (3.)
Приложение №3
Совокупность заданий № 2.
Цель данной совокупности заданий – развитие умения создавать геометрические образы.
Задание 1.
Цель: обучение конструированию сюжета из геометрических фигур.
Материал: аппликация — образец, геометрические фигуры по форме фигур из рамки.
Способ выполнения.
Педагог предлагает детям сюжет:
— Однажды в предновогодний день дети слепили снеговика, поставили его во дворе и наказали ему: «Скажи Деду Морозу, что нам нужна елка к празднику!» Наступила новогодняя ночь, снеговик ожил и отправился к Деду Морозу. Наутро проснулись дети, вышли во двор и видят: стоит рядом со снеговиком красивая зеленая елочка.
Педагог показывает аппликацию, разбирает с детьми, какие понадобятся для нее детали. Аппликация моделируется на фланелеграфе из заранее приготовленных педагогом деталей. И. должно быть столько, сколько прорезей на рамке. Форма дета лей соответствует форме прорезей на рамке. Дети отбирают подходящие формы и конструируют заданный сюжет на фланелеграфе.
Задание 2.
Цель: развитие воображения и конструктивных умений.
Материал: лист бумаги, разделенный чертой надвое, на каждой половине нарисована одна фигура.
Способ выполнения.
Ребенок должен, используя рамку, дополнить рисунок, чтобы получилось какое-нибудь знакомое изображение. По желанию рисунок можно закрасить.
Чем активнее ребенок заполняет фон рисунка, включая исходную фигуру в его содержание, тем выше уровень его воображения.
Задание 3.
Цель: развитие воображения и конструктивных умений с использованием счетных умений.
Материал: аппликация-образец, дидактический набор.
Способ выполнения.
Педагог показывает образцы аппликации:
— Посмотрите, кто здесь изображен? (Утенок.)
— Сколько квадратов нужно, чтобы сложить голову утенка. Чтобы сложить шею? Чтобы сложить туловище? Сколько надо треугольников? Сложите утенка.
Задание 4.
Цель: обучить конструированию по контуру.
Материал: карточки с контурным рисунком фигур, дидактический набор.
Способ выполнения.
Педагог предлагает детям сложить из двух треугольников такие фигурки:
Дети ориентируются на контур. В случае затруднения педагог дает ребенку карточку с соответствующим рисунком. Используя ее как основу, ребенок складывает нужную фигуру.
Если дети легко справляются с заданием, педагог предлагает им сложить те же конструкции из четырех треугольников.
Задание 5.
Цель: обучение конструированию сложных объектов по образцу.
Материал: образцы конструкций в виде аппликаций, дидактический набор, рамка с прорезями.
Способ выполнения.
Педагог предлагает простой сюжет типа «Путешествие Гуньки в Солнечный город».
— Все знают, что Незнайка был в Солнечном городе, но и его друг Гунька там побывал. Интересно в Солнечном городе, а интереснее всего Гуньке на разных машинах поездить: и на ракетном автомобиле, и на вездеходе, и на подводной лодке, и на вертолете.
Дети складывают все конструкции, пользуясь дидактическим набором. Затем с использованием рамки выполняется аппликация или рисунок первой модели: «Ракетный автомобиль».
По желанию дети могут рисовать любую другую модель.
Задание 6.
Цель: обучение конструированию по образцу.
Материал: аппликация-образец, набор фигур.
Способ выполнения.
— Вот веселая зверюшка - Поскакушка. Из каких она фигур? Кто соберет Поскакушку на фланелеграфе? Сколько потребуется фигур?
Дети собирают на фланелеграфе зверюшку, по образцу на рисунке.
Приложение № 4
Совокупность заданий № 3.
Цель данной совокупности заданий – развитие умения мысленно изменять геометрические образы.
Задание 1.
Цель: обучение самостоятельному получению деталей конструкции с использованием рамки с геометрическими прорезями.
Материал: рамка с прорезями, карандаш, цветная бумага, ножницы, клей.
Способ выполнения.
Дети должны самостоятельно сделать аппликацию по образцу предыдущего упражнения.
Детали аппликации дети изготавливают самостоятельно, используя рамку в качестве шаблона (рамка накладывается на цветную бумагу, нужная деталь обводится карандашом и вырезается). Таким образом, деятельность детей носит частично поисковый характер, поскольку найти нужную деталь на рамке они должны сами. Для получения большого круга (туловища Снеговика) используется дополнительный шаблон (угольник с круглой прорезью) :
Если такого шаблона нет, то этот круг педагог заранее чертит циркулем на листе бумаги (голубой или белой) и предлагает детям вырезать его по контуру.
Аппликацию удобно делать на цветной бумаге, тогда снеговик вырезается из белой бумаги. Метла, руки, нос, глаза дорисовываются фломастером.
После завершения работы педагог предлагает детям сравнить свою работу с образцом и оценить их соответствие и качество работы.
Задание 2.
Цель: развитие воображения и конструктивных умений с использованием счетных умений.
Материал: аппликации-образцы, дидактический набор у каждого ребенка.
Способ выполнения.
Педагог демонстрирует аппликации «Котенок» и «Собачка» :
— Что можно сказать обо всех фигурках, из которых сделан котенок? (Это - квадратики и треугольники. Они все красные.).
— Что можно сказать о фигурках, из которых сделан щенок? (Это - квадратики и треугольники. Они все зеленые.)
— Посчитаем, сколько квадратиков нужно, чтобы сложить котенка. (7). Отсчитайте их из коробочки.
— Сколько надо треугольников? Отсчитайте их.
— Сложите котенка.
Дети самостоятельно складывают фигурку, ориентируясь на образец.
— Хватит ли этих фигурок, чтобы сделать собачку? Сколько нужно добавить квадратов? Сколько треугольников нужно убрать? Сложите собачку.
Задание 3.
Цель: развитие воображения и конструктивных умений с использованием счетных умений.
Материал: аппликация-образец, дидактический набор.
Способ выполнения.
Педагог показывает образцы аппликаций:
— Кто изображен на этой картинке? (Верблюд.) Кто видел верблюда? Где? Можно ли назвать верблюда животным? Сложите верблюда.
— Какое животное, по-вашему, самое большое? (Слон.) Кто видел слона? Где? Переложите квадраты и треугольники так, чтобы из верблюда получился слон.
Задание 4.
Цель: обучение конструированию с использованием общих элементов.
Материал: счётные палочки, фланелеграф и модели палочек.
Способ выполнения.
- Возьмите палочки. Сколько надо палочек, чтобы сложить квадрат? (4). Сложите его.
- Сколько надо палочек, чтобы сложить ещё один квадрат? (4). Сложите его.
Педагог предлагает свою версию двух квадратов:
- Сколько я использовала палочек? (7).
- А сколько всего палочек использовали вы? (8).
- У кого меньше? Почему? Сложите такие квадраты как у меня. Что нужно сделать, чтобы получился прямоугольник?
Задание 5.
Цель: развитие конструктивных умений, воображения.
Материал: счётные палочки, фланелеграф и модели палочек.
Способ выполнения.
- Сложите квадрат. Дополните его так:
- Что у вас получилось? (Человечек). Что он делает? (Бежит). Можно сказать, в каком направлении он бежит? Измените картинку так, чтобы человечек бежал в другую сторону.
- Что ещё можно сделать из квадрата?
Дети складывают различные фигурки, используя в качестве основы квадрат: