ирина упорова
Задачи и содержание словарной работы в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня принято выделять четыре основные задачи. Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Публикация «Задачи и содержание словарной работы в разных возрастных группах» размещена в разделах
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая.
Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению - синонимов, а также на усвоение оттенков значений слов, их многозначности, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Воспитатель должен увеличивать запас слов детей, уточнять значение слова, закреплять его в памяти ребенка и приучать его шире пользоваться своим словарем. Какими словами обогащать и в каком объеме расширять запас слов детей?
Дети должны иметь ясное представление о предметах и явлениях ближайшего окружения (семья, детский сад, улица) и правильно называть то, с чем они имеют дело, то, с чем сталкиваются в своей деятельности.
Сюда входит бытовой словарь : название профессий и трудовых действий, орудий труда; отвлеченные понятия: обозначение времени, пространства, количества; обозначение моральных качеств, отношений; обобщенные понятия (овощи, ягоды, пища, посуда, мебель, одежда и т. п.). В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус).
Конкретный объем словаря на отдельные темы указан в Программе «руководства» по разделу «Родной язык» и по другим разделам: «Физическое воспитание» — названия частей человеческого тела, движений; «Игра» — игры, развлечения, игрушки; «Знакомство с окружающим» — предметы бытового обихода, помещение, природоведческий словарь, общественно-политическая терминология; «Рисование, лепка и занятия с другими материалами» — названия предметов оборудования этих занятий, действий, а также признаков: цвет, форма и др. ; «Музыкальное воспитание» — названия шумов, звуков, частей песни (запев, припев, характеристика звучания (громко, тихо, быстро, протяжно и т. д.). «Счет» — прямой и порядковый счет, названия некоторых операций (прибавить, отнять и др.).
Прежде всего, дети усваивают:
• бытовой словарь : названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
• природоведческий словарь : названия явлений неживой природы, растений, животных;
• обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
• эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли - приплелись, засмеялись - захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий - очень старый) лексику, обозначающую время, пространство, количество;
• лексику, обозначающую время, пространство, количество.