Получи документы

Консультация «Зачем ребенку нужна математика и как с ней подружиться?»

Олеся Видманова
Консультация «Зачем ребенку нужна математика и как с ней подружиться?»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение ребенка чтению – не единственное занятие для мамы. Важно с самого раннего возраста развивать у детей и математическое мышление. Причём заниматься с маленьким ребёнком математикой – не значит решать с ним примеры, учить дроби и выписывать цифры. Математика, оказывается, присутствует в нашей повседневной жизни чуть ли не в каждом нашем действии, поэтому заниматься ею можно между прочим, играя и даже делая привычные дела по хозяйству.

Зачем малышу математика?

Публикация «Консультация „Зачем ребенку нужна математика и как с ней подружиться?“» размещена в разделах

Как говорил Ломоносов, математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Так, математика структурирует мышление, развивает творческие способности, способствует умственному развитию, а с умным ребёнком интереснее жить. Более того, его проще воспитывать. Математика – это часть нашей жизни, это тип мышления.

Как заниматься математикой с ребёнком?

В первую очередь ребёнок должен научиться понимать суть явлений и только в последнюю – выучить цифры, научиться их записывать. Цифры слишком абстрактны для малыша, поэтому только мешают ему. До их понимания надо дорасти, а это происходит примерно в 5 лет. Конечно, невозможно избежать цифр в повседневной жизни, да и не следует этого делать. Важно не навязывать ребёнку ненужные и неактуальные для его возраста знания, а сосредоточиться на множестве возможностей для развития математического мышления крохи.

С дошкольниками все занятия должны проходить в игровой форме. Также важна актуальность информации, так как всё то, что жизненно необходимо ребёнку, он будет запоминать очень легко и быстро.

Из чего же складывается математическое мышление у детей?

Понятие о постоянстве мира (оно, в свою очередь состоит из следующих элементов) :

1. Понятие о постоянстве объектов. Например, годовалый малыш уже понимает, что если мама ушла, то она вернётся. Он знает, что это его ручки, это ножки и что они постоянно с ним. Период осознания постоянства объектов длится примерно до четырёх лет.

2. Понятие о постоянстве свойств объектов. Если в комнате всегда была зелёная стена, а потом её перекрасили, то для малыша это уже другая стена. Постепенно он начинает понимать, что свойства объектов могут меняться, что если каша была горячая, то через какое-то время она может стать холодной. В 5-7 лет ребёнок уже хорошо ориентируется в свойствах многочисленных объектов окружающего мира, но взрослая логика обычно формируется только к девяти годам.

3. «Чего не хватает». Постепенно у ребёнка формируется понимание того, что существует не только то, что мы видим в данный момент. Важно научить малыша понимать, что неизвестное может стать известным. С самыми маленькими в этом помогают игры в прятки, закапывание предметов в песок и их дальнейшее откапывание, любые другие игры, где что-то исчезает и появляется, где можно узнать предмет, пощупав его. С детьми постарше нужно строить различные умозаключения о чём-то, чего мы не знаем. Например, стоя на остановке, о том, что троллейбус, вероятно, скоро придёт, потому что мы уже долго ждём. И вообще, что он точно рано или поздно придёт.

В данном случае попытки решать на бумаге примеры «1+…=2. Что нужно прибавить к единице, чтобы получить двойку?» с трёхлетним ребёнком чаще всего лишь сбивают его с толку. Для него может оказаться непонятным, зачем что-то ещё прибавлять, если двойка уже есть. Или он может видеть в этой записи цифру 3, плохо понимая, чем значок из одной палочки (минус) по сути отличается от значка с двумя палочками (плюс).

Свойства предметов, фигур, чисел

Наша задача — помочь ребёнку научиться определять, как эти свойства устанавливаются, определяются, отличаются. Один из способов, который в этом поможет: рассортировать одежду малыша (майки отдельно, шорты отдельно, носки отдельно и т. д.) и сделать в шкафу отдельные ящики/полки/коробки, которые следует обозначить соответствующими картинками.

Также хорошо, чтобы у всех игрушек в детской были определённые места (желательно сгруппировать всё по каким-то признакам). Так во время уборки в комнате ребёнок будет постигать свойства предметов.

Отличной тренировкой для мозга являются времена года. Изучать эту тему можно круглый год, обсуждать последовательность событий, повторяемость их свойств. Можно также просто играть с малышом в кубики, строить башни: маленькую и повыше, одну-две-много.

Годовалого кроху можно привлекать к уборке в коридоре: сортировать вместе обувь, находить пару, расставлять по местам. Также можно вместе сортировать постиранные вещи. Причём делать это надо регулярно, а не единожды.

Важно задавать ребё нку вопрос: «Что изменилось?», чтобы он учился ориентироваться в таких понятиях как размер, цвет, ширина, высота, консистенция, форма и т. д. Вообще важно развивать в маленьком человеке умение чётко отвечать на поставленные вопросы, умение давать определения предметов, обобщать, называя группу предметов одним словом.

Пространственное мышление

Для развития пространственного мышления ребёнку нужно :

— двигаться много и разнообразно, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Так он учится лучше понимать пространство. В этом помогут спортивные уголки дома, плавание, гимнастика и другие виды спорта;

— передвигать простые бытовые вещи, переставлять что-то в квартире;

— делать поделки, постройки, играть с конструктором. Важно взаимодействие не только с мелкими деталями, но и с крупными формами. Так малышу можно дать крупные картонные коробки, чтобы он учился с ними управляться;

— выполнять задания по образцу. Взрослый может рисовать что-то на бумаге, выкладывать узоры из мозаики и просить ребёнка повторить. Хорошими пособиями для развития пространственного мышления являются пособия Никитиных и математический планшет (подробно о том, что такое математический планшет и как его сделать, читайте в самом конце статьи);

— проводить измерения. С ребёнком можно и нужно измерять всё, что только можно!

Измеряем длину. Вначале «в попугаях», то есть любой предмет можно измерить чем-то. Например, нарезать ленты длиной в рост каждого члена семьи и измерять, сколько банок варенья помещается в Сашу или сколько Маш помещается в маму и т. д. Можно нарезать ленточки длиной 10 сантиметров и 1 метр и так же измерять всё, что попадается под руку. Когда ребёнок начнёт ориентироваться в метрах, можно на улице знакомить его с километрами.

Измеряем вес. Нужно взвешивать разные предметы и сравнивать, сколько чего-то помещается во что-то. Отличным пособием является кулинария. В процессе приготовления разных блюд вместе с ребёнком можно научить его не только измерять и сравнивать вес продуктов, их объём, но и очень наглядно познакомить с понятием алгоритма, так как малышу будет понятен результат: сделали всё по рецепту — получилось вкусно.

Измеряем время. У грудничков нет понимания времени. У них есть два состояния: «мне хорошо» и «мне плохо», и каждый раз крохе кажется, что это состояние с ним навсегда. Годам к 5-6 у ребёнка появляется более чёткая идея о времени. Стопроцентное понимание формируется только в 9-10 лет. Знакомить детей с понятием времени хорошо с помощью песочных часов или таймера. Начинать надо с секунд (они самые наглядные, затем минут. Час для малышей – это очень долго.

Измеряем объём. И снова вернёмся к кулинарии. Мерный стакан, рюмки, чашки, кастрюли… Играя с этими предметами или помогая маме готовить, переливая жидкости из одной ёмкости в другую и обратно, ребёнок наглядно знакомится с миллилитрами, литрами, с переводом единиц измерения из одних в другие.

Алгоритмы

Алгоритмы – это одна из основ математики. Важно научить ребёнка последовательности, упорядоченности действий. В этом помогут:

—бытовые навыки. Следует как можно чаще проговаривать последовательность действий. К примеру, не просто отправлять ребёнка одеваться, а называть ему, что и в какой последовательности надевать. Можно нарисовать картинки-подсказки.

—поделки из бумаги и картона, аппликации, лепка. Все эти занятия дают ребёнку мощное представление об алгоритмах.

— оригами. Отличный инструмент, воспитывающий также усидчивость.

— пособия Никитиных, математический планшет (о том, что это такое и как его сделать, читайте ниже).

Предметозаменители

Чтобы ребёнку было проще понять математические записи, в которых фигурируют неизвестные x, y и прочие, можно уже в раннем возрасте познакомить его с так называемыми предметозаменителями. Вообще воображению ребёнка свойственно заменять одни предметы другими, наделять камушки и палочки свойствами. В данном случае обилие игрушек играет отрицательную роль, не оставляя малышу простор для фантазии.

Чтобы дать детям первое представление о предметозаменителях, можно поиграть в такую игру: инсценируем сказку «Репка» (или «Теремок», заменяя персонажей колечками от игрушки «Пирамидка». Или рисуем на листе бумаги прямоугольник (каркас автомобиля) и придумываем собственную историю «Разные колеса», в которой с помощью колец от той же пирамидки надо превратить прямоугольник то в легковой автомобиль с маленькими колёсами, то в трактор.

Знаковые системы

Речь идёт об умении видеть в знаке его значение. Наша задача — обучить этому ребёнка. Знаковых систем существует множество. Вот некоторые из них:

— ноты. Если говорить только о «чистых» нотах, то их всего семь, поэтому данную систему можно считать одной из самых простых для понимания. Знакомить малыша с нотами можно уже в 3-4 года. Чем больше знаковых систем ребёнок освоит, тем проще он будет постигать новые системы.

— дорожные знаки. Часто встречаются на улице и, как правило, вызывают у детей интерес.

— бытовые приборы. Стиральная машина, пылесос, магнитофон… На многих предметах в квартире есть кнопки и рисунки, обозначающие назначение каждой кнопки.

— вязание по схеме

— географические карты, флаги

Что ещё пригодится маме для занятий математикой с ребёнком?

1. Пособия Никитиных: «Кирпичики» (от 5 лет) — очень хорошо развивают воображение и пространственное мышление, «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» (от 6-7 лет). На сайте Никитиных есть подробное описание каждой игры.

2. Палочки Кюизенера. Четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см – это многофункциональное математическое пособие. С его помощью малыш знакомится с понятием числовой последовательности, изучает понятия «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Палочки можно сделать самостоятельно, информацию об этом легко найти в интернете.

3. Блоки Дьенеша (набор состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине). Играть с логическими блоками можно уже с одного года! Они учат детей группировать предметы по их свойствам и развивают конструктивные способности ребёнка.

4. Математический планшет. Его можно сделать самостоятельно (читайте, как, в отдельной статье). Это доска, в которую забит 121 гвоздик — 11 рядов по вертикали и 11 рядов по горизонтали (оптимальное количество). Гвоздики образуют квадрат 10х10 клеток. Расстояние между гвоздиками 2-3 см. Также понадобятся резинки для денег разных цветов. Остаётся только применять фантазию и создавать из резинок различные фигуры и узоры, зацепляя их за гвоздики.

С помощью этого изобретения можно объяснить ребёнку такие понятия, как площадь, периметр, проценты, дроби, научить сложению и умножению, развить мелкую моторику, ориентировку на листе бумаги. Вот примеры игр с математическим планшетом :

— сделать из двух резинок три квадрата,

— повторить рисунок,

— увеличить рисунок в два раза,

— сдвинуть рисунок на столько-то клеток влево/вправо/вверх/вниз,

— можно задавать ребёнку алгоритм, например, сдвинуть рисунок на n шагов вправо, затем на m шагов вниз и на z шагов влево (ребёнок должен проделать путь в уме и переместить рисунок на нужную позицию,

с самыми маленькими игру можно превратить в сказку: Жила-была мышка. И решила она построить домик (делаем квадрат) с крышей (делаем над квадратом треугольник). И подумала мышка: «Я хочу большой дом с большой крышей (увеличиваем квадрат и треугольник, а ещё хочу новую дверь и два окошка».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как ребенку подружиться в детском саду»Консультация для родителей «Как ребенку подружиться в детском саду» Когда мама отдает малыша в Дeтcкий сад, она надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить.

Консультация «Зачем нужна спортивная форма в детском саду?» Здоровье современного человека неразрывно связано со спортом и физкультурой, которые позволяют повысить защитные функции организма, чтобы.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Зачем нужна математика» Конспект ООД по ФЭМП Тема: «Зачем нужна математика» Возрастная группа: подготовительная. Интеграция образовательных областей: познавательное.

Консультация для родителей «Какая мама нужна ребенку» Каждый ребенок должен знать, что есть человек, любящий его и может принять его таким, какой он есть. Это самое главное. Важно, чтобы мать.

Консультация для родителей «Зачем нужна физкультурная форма?»Консультация для родителей «Зачем нужна физкультурная форма?» Консультация для родителей «Зачем нужна физкультурная форма?» Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! А в одежде повседневной,.

Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?» Дружить или не дружить? Зачем нужна дружба ребенку? О дружбе написано много стихов и песен, сняты фильмы, в основу которых положены сюжеты.

Консультация «Зачем нужна физкультурная форма в ДОУ» Физкультурой заниматься- надо в форму одеваться! А в одежде повседневной, заниматься даже вредно! Физкультурное занятие обязательно требует.

Консультация «Логопедическая группа, зачем она нужна моему ребенку?» Уважаемые родители сегодня мне хотелось бы рассказать вам, кто такой логопед, чем он занимается, что такое логопедическая группа, и чем.

Консультация «Почему ребенку нужна речевая группа?» С какого же возраста можно услышать от человека связную логичную речь? Приблизительно с трех лет. Трехлетний ребенок должен говорить развернутыми.

Консультация «Зачем детям нужна музыка» Зачем детям нужна музыка Музыка сопровождает нас всю жизнь. Она способна пробудить в нас романтические чувства, заставить ноги пуститься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Зачем ребенку нужна математика и как с ней подружиться?»
Опубликовано: 18 октября 2019 в 13:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Зачем ребенку нужна математика и как с ней подружиться?»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Видманова (УИ 1736441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД