Олеся Видманова
Консультация «Зачем ребенку нужна математика и как с ней подружиться?»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение ребенка чтению – не единственное занятие для мамы. Важно с самого раннего возраста развивать у детей и математическое мышление. Причём заниматься с маленьким ребёнком математикой – не значит решать с ним примеры, учить дроби и выписывать цифры. Математика, оказывается, присутствует в нашей повседневной жизни чуть ли не в каждом нашем действии, поэтому заниматься ею можно между прочим, играя и даже делая привычные дела по хозяйству.
Зачем малышу математика?
Публикация «Консультация „Зачем ребенку нужна математика и как с ней подружиться?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Как говорил Ломоносов, математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Так, математика структурирует мышление, развивает творческие способности, способствует умственному развитию, а с умным ребёнком интереснее жить. Более того, его проще воспитывать. Математика – это часть нашей жизни, это тип мышления.
Как заниматься математикой с ребёнком?
В первую очередь ребёнок должен научиться понимать суть явлений и только в последнюю – выучить цифры, научиться их записывать. Цифры слишком абстрактны для малыша, поэтому только мешают ему. До их понимания надо дорасти, а это происходит примерно в 5 лет. Конечно, невозможно избежать цифр в повседневной жизни, да и не следует этого делать. Важно не навязывать ребёнку ненужные и неактуальные для его возраста знания, а сосредоточиться на множестве возможностей для развития математического мышления крохи.
С дошкольниками все занятия должны проходить в игровой форме. Также важна актуальность информации, так как всё то, что жизненно необходимо ребёнку, он будет запоминать очень легко и быстро.
Из чего же складывается математическое мышление у детей?
Понятие о постоянстве мира (оно, в свою очередь состоит из следующих элементов) :
1. Понятие о постоянстве объектов. Например, годовалый малыш уже понимает, что если мама ушла, то она вернётся. Он знает, что это его ручки, это ножки и что они постоянно с ним. Период осознания постоянства объектов длится примерно до четырёх лет.
2. Понятие о постоянстве свойств объектов. Если в комнате всегда была зелёная стена, а потом её перекрасили, то для малыша это уже другая стена. Постепенно он начинает понимать, что свойства объектов могут меняться, что если каша была горячая, то через какое-то время она может стать холодной. В 5-7 лет ребёнок уже хорошо ориентируется в свойствах многочисленных объектов окружающего мира, но взрослая логика обычно формируется только к девяти годам.
3. «Чего не хватает». Постепенно у ребёнка формируется понимание того, что существует не только то, что мы видим в данный момент. Важно научить малыша понимать, что неизвестное может стать известным. С самыми маленькими в этом помогают игры в прятки, закапывание предметов в песок и их дальнейшее откапывание, любые другие игры, где что-то исчезает и появляется, где можно узнать предмет, пощупав его. С детьми постарше нужно строить различные умозаключения о чём-то, чего мы не знаем. Например, стоя на остановке, о том, что троллейбус, вероятно, скоро придёт, потому что мы уже долго ждём. И вообще, что он точно рано или поздно придёт.
В данном случае попытки решать на бумаге примеры «1+…=2. Что нужно прибавить к единице, чтобы получить двойку?» с трёхлетним ребёнком чаще всего лишь сбивают его с толку. Для него может оказаться непонятным, зачем что-то ещё прибавлять, если двойка уже есть. Или он может видеть в этой записи цифру 3, плохо понимая, чем значок из одной палочки (минус) по сути отличается от значка с двумя палочками (плюс).
Свойства предметов, фигур, чисел
Наша задача — помочь ребёнку научиться определять, как эти свойства устанавливаются, определяются, отличаются. Один из способов, который в этом поможет: рассортировать одежду малыша (майки отдельно, шорты отдельно, носки отдельно и т. д.) и сделать в шкафу отдельные ящики/полки/коробки, которые следует обозначить соответствующими картинками.
Также хорошо, чтобы у всех игрушек в детской были определённые места (желательно сгруппировать всё по каким-то признакам). Так во время уборки в комнате ребёнок будет постигать свойства предметов.
Отличной тренировкой для мозга являются времена года. Изучать эту тему можно круглый год, обсуждать последовательность событий, повторяемость их свойств. Можно также просто играть с малышом в кубики, строить башни: маленькую и повыше, одну-две-много.
Годовалого кроху можно привлекать к уборке в коридоре: сортировать вместе обувь, находить пару, расставлять по местам. Также можно вместе сортировать постиранные вещи. Причём делать это надо регулярно, а не единожды.
Важно задавать ребё нку вопрос: «Что изменилось?», чтобы он учился ориентироваться в таких понятиях как размер, цвет, ширина, высота, консистенция, форма и т. д. Вообще важно развивать в маленьком человеке умение чётко отвечать на поставленные вопросы, умение давать определения предметов, обобщать, называя группу предметов одним словом.
Пространственное мышление
Для развития пространственного мышления ребёнку нужно :
— двигаться много и разнообразно, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Так он учится лучше понимать пространство. В этом помогут спортивные уголки дома, плавание, гимнастика и другие виды спорта;
— передвигать простые бытовые вещи, переставлять что-то в квартире;
— делать поделки, постройки, играть с конструктором. Важно взаимодействие не только с мелкими деталями, но и с крупными формами. Так малышу можно дать крупные картонные коробки, чтобы он учился с ними управляться;
— выполнять задания по образцу. Взрослый может рисовать что-то на бумаге, выкладывать узоры из мозаики и просить ребёнка повторить. Хорошими пособиями для развития пространственного мышления являются пособия Никитиных и математический планшет (подробно о том, что такое математический планшет и как его сделать, читайте в самом конце статьи);
— проводить измерения. С ребёнком можно и нужно измерять всё, что только можно!
Измеряем длину. Вначале «в попугаях», то есть любой предмет можно измерить чем-то. Например, нарезать ленты длиной в рост каждого члена семьи и измерять, сколько банок варенья помещается в Сашу или сколько Маш помещается в маму и т. д. Можно нарезать ленточки длиной 10 сантиметров и 1 метр и так же измерять всё, что попадается под руку. Когда ребёнок начнёт ориентироваться в метрах, можно на улице знакомить его с километрами.
Измеряем вес. Нужно взвешивать разные предметы и сравнивать, сколько чего-то помещается во что-то. Отличным пособием является кулинария. В процессе приготовления разных блюд вместе с ребёнком можно научить его не только измерять и сравнивать вес продуктов, их объём, но и очень наглядно познакомить с понятием алгоритма, так как малышу будет понятен результат: сделали всё по рецепту — получилось вкусно.
Измеряем время. У грудничков нет понимания времени. У них есть два состояния: «мне хорошо» и «мне плохо», и каждый раз крохе кажется, что это состояние с ним навсегда. Годам к 5-6 у ребёнка появляется более чёткая идея о времени. Стопроцентное понимание формируется только в 9-10 лет. Знакомить детей с понятием времени хорошо с помощью песочных часов или таймера. Начинать надо с секунд (они самые наглядные, затем минут. Час для малышей – это очень долго.
Измеряем объём. И снова вернёмся к кулинарии. Мерный стакан, рюмки, чашки, кастрюли… Играя с этими предметами или помогая маме готовить, переливая жидкости из одной ёмкости в другую и обратно, ребёнок наглядно знакомится с миллилитрами, литрами, с переводом единиц измерения из одних в другие.
Алгоритмы
Алгоритмы – это одна из основ математики. Важно научить ребёнка последовательности, упорядоченности действий. В этом помогут:
—бытовые навыки. Следует как можно чаще проговаривать последовательность действий. К примеру, не просто отправлять ребёнка одеваться, а называть ему, что и в какой последовательности надевать. Можно нарисовать картинки-подсказки.
—поделки из бумаги и картона, аппликации, лепка. Все эти занятия дают ребёнку мощное представление об алгоритмах.
— оригами. Отличный инструмент, воспитывающий также усидчивость.
— пособия Никитиных, математический планшет (о том, что это такое и как его сделать, читайте ниже).
Предметозаменители
Чтобы ребёнку было проще понять математические записи, в которых фигурируют неизвестные x, y и прочие, можно уже в раннем возрасте познакомить его с так называемыми предметозаменителями. Вообще воображению ребёнка свойственно заменять одни предметы другими, наделять камушки и палочки свойствами. В данном случае обилие игрушек играет отрицательную роль, не оставляя малышу простор для фантазии.
Чтобы дать детям первое представление о предметозаменителях, можно поиграть в такую игру: инсценируем сказку «Репка» (или «Теремок», заменяя персонажей колечками от игрушки «Пирамидка». Или рисуем на листе бумаги прямоугольник (каркас автомобиля) и придумываем собственную историю «Разные колеса», в которой с помощью колец от той же пирамидки надо превратить прямоугольник то в легковой автомобиль с маленькими колёсами, то в трактор.
Знаковые системы
Речь идёт об умении видеть в знаке его значение. Наша задача — обучить этому ребёнка. Знаковых систем существует множество. Вот некоторые из них:
— ноты. Если говорить только о «чистых» нотах, то их всего семь, поэтому данную систему можно считать одной из самых простых для понимания. Знакомить малыша с нотами можно уже в 3-4 года. Чем больше знаковых систем ребёнок освоит, тем проще он будет постигать новые системы.
— дорожные знаки. Часто встречаются на улице и, как правило, вызывают у детей интерес.
— бытовые приборы. Стиральная машина, пылесос, магнитофон… На многих предметах в квартире есть кнопки и рисунки, обозначающие назначение каждой кнопки.
— вязание по схеме
— географические карты, флаги
Что ещё пригодится маме для занятий математикой с ребёнком?
1. Пособия Никитиных: «Кирпичики» (от 5 лет) — очень хорошо развивают воображение и пространственное мышление, «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» (от 6-7 лет). На сайте Никитиных есть подробное описание каждой игры.
2. Палочки Кюизенера. Четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см – это многофункциональное математическое пособие. С его помощью малыш знакомится с понятием числовой последовательности, изучает понятия «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Палочки можно сделать самостоятельно, информацию об этом легко найти в интернете.
3. Блоки Дьенеша (набор состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине). Играть с логическими блоками можно уже с одного года! Они учат детей группировать предметы по их свойствам и развивают конструктивные способности ребёнка.
4. Математический планшет. Его можно сделать самостоятельно (читайте, как, в отдельной статье). Это доска, в которую забит 121 гвоздик — 11 рядов по вертикали и 11 рядов по горизонтали (оптимальное количество). Гвоздики образуют квадрат 10х10 клеток. Расстояние между гвоздиками 2-3 см. Также понадобятся резинки для денег разных цветов. Остаётся только применять фантазию и создавать из резинок различные фигуры и узоры, зацепляя их за гвоздики.
С помощью этого изобретения можно объяснить ребёнку такие понятия, как площадь, периметр, проценты, дроби, научить сложению и умножению, развить мелкую моторику, ориентировку на листе бумаги. Вот примеры игр с математическим планшетом :
— сделать из двух резинок три квадрата,
— повторить рисунок,
— увеличить рисунок в два раза,
— сдвинуть рисунок на столько-то клеток влево/вправо/вверх/вниз,
— можно задавать ребёнку алгоритм, например, сдвинуть рисунок на n шагов вправо, затем на m шагов вниз и на z шагов влево (ребёнок должен проделать путь в уме и переместить рисунок на нужную позицию,
— с самыми маленькими игру можно превратить в сказку: Жила-была мышка. И решила она построить домик (делаем квадрат) с крышей (делаем над квадратом треугольник). И подумала мышка: «Я хочу большой дом с большой крышей (увеличиваем квадрат и треугольник, а ещё хочу новую дверь и два окошка».