Анна Парускова
Консультация для родителей «Этот удивительный малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ
После 3 лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста хочется подчеркнуть особо.
Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание что-то делать — бегать, прыгать, играть, говорить — переполняет дошкольника. Это возраст, когда воображение начинает работать ярко и интенсивно, когда игра и жизнь неразделимы, когда каждый день приносит что-то новое, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует. Поэтому впечатления дошкольного возраста надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы. Дошкольное детство приносит радость и удовольствие и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок еще очень привязан к маме и папе, полностью открыт для них. В то же время он уже достаточно самостоятельный человек со своими желаниями и представлениями, с ним можно многое делать вместе, с ним интересно общаться и играть. Общаясь с детьми, взрослые могут, как бы заново, пережить счастливую пору своего детства.
Публикация «Консультация для родителей „Этот удивительный малыш“» размещена в разделах
Важно знать, что происходит с ребенком в этом возрасте, как изменяется он сам и его поведение.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Развивается сюжетно-ролевая игра—ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и основа детского познания и опыт. В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика.
Проявляется самостоятельность. «Я сам».
Психическое развитие детей на четвертом году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, то есть дети стремятся к самостоятельности. Уважаемые мамы и папы, дайте своим малышам возможность максимально развивать эту способность. Пока Ваше чадо будет занято проявлением самостоятельности, а именно помощью по хозяйству: мытьем посуды, полов, мелким «ремонтом» папиными инструментами «нужных» вещей, приготовлением пищи, Вы сможете слегка отдохнуть, потому что ребенок не будет надоедать бесконечными просьбами, капризами и потягиваниями за халат. Детям в этом возрасте очень нравится стряпать пирожки, мыть овощи, готовить фруктовые салаты; ремонтировать с папой машину; принимать собственные решения; одним словом, чувствовать себя нужным.
Даже если он что-то делает не так и Вам очень хочется вмешаться и переделать, удержитесь от этого порыва, приходите на помощь тогда, когда ребенку это нужно, или спросите «Ну как, получается? Помощь нужна?», если «Нет», дайте ему возможность продолжить, а затем - похвалите его и обязательно поощрите.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Это означает, что от действий с конкретными предметами ребенок переходит к оперированию их образами и представлениями. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой в сию минуту.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но усваивать и некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых объектов.
К 4 годам дети могут воспринимать:
до 7 и более цветов,
до 5 и более форм предметов,
способны различать предметы по величине,
ориентироваться в пространстве. (Близко, далеко);
ориентироваться во времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас)
выделять основные свойства предметов (форма, величина, цвет);
совершенствуется координация движений рук и глаз;
формируются математические представления (много, мало, один, два, меньше, больше).
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
3-4 года – это кризисный возраст
Возраст эмоций, как положительных, так и отрицательных. Главное, помнить о том, что кризис неизбежен, он должен быть, потому что ребенок, как и в любом другом кризисном возрасте, переходит на новую ступень развития, он перестраивается, чуть по-другому воспринимает окружающий мир - это нормально, так должно быть, нужно просто быть морально готовыми к этому. Проявляйте больше положительных эмоций, чаще улыбайтесь, уделяйте больше внимания вашим детям и тогда отрицательных эмоций будет гораздо меньше.
Помните, какой эмоциональный посыл Вы дали ребенку – такой он к Вам и вернется
Взрослый – образец поведения, промежуточное звено между ребенком и окружающим миром.
А самый важный взрослый – это родитель. Взрослые руководят и вдохновляют учение, познание мира, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка. Главной фигурой для детей четвертого года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него. И помните, что дети - это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе.
Зная эти особенности и учитывая их, мы, взрослые, дадим малышу возможность в полной мере прожить эту счастливую пору его жизни — дошкольное детство!