Ирина Струк
Проект «Этнокультурное наследие. Многонациональное Оренбуржье»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ "Детский сад компенсирующего вида №33"
Проект
Этнокультурное наследие
«Многонациональное Оренбуржье»
Выполнила: Струк И. В.
г. Оренбург
Этнокультурное наследие
«Многонациональное Оренбуржье»
Краткая аннотация проекта :
Данный проект предназначен для детей младше-среднего дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида №33» Струк Ириной Владимировной.
Публикация «Проект „Этнокультурное наследие, Многонациональное Оренбуржье“» размещена в разделах
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Оренбургская область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом России. Для Оренбургской области характерно сохранение и развитие традиций, обычаев и обрядов, национальностей, проживающих здесь. Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный регион. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории Оренбургской области между различными народностями складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства уважительного, доброго отношения к представителям других культур. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом. Данный опыт представляет систему работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с историей национальности и носит практический характер.
Мы постоянно прививаем детям любовь к своей Родине, к своему краю, к своей малой родине, приобщаем к истории Оренбуржья, к русскому народному творчеству, их песням и танцам, и этим даем им легче понять, что каждый народ, населяющий наш край, так же любит свою культуру и уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа. В своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, о культуре, но и пытаемся дать детям элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур. Уверены, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов. Считаем, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.
Актуальность проекта :
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Оренбуржье. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Проблема проекта :
Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».
Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.
Цель:
Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей. объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
1. Задачи: Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, армян, украинцев, узбеков).
2. Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
3. Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
4. Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
5. Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.
6. Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Тип проекта :
Познавательно-исследовательский, творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный (5 недель)
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Продукт проекта : совместное посещение с родителями и детьми краеведческого музея, составление альбома «Национальный костюм», выставка национального костюма.
Ожидаемые результаты:
• Освоение доступных знаний об истории родного края.
• Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
• Пополнение знаний о народах России.
• Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
• Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
• Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Планирование по проекту «Моя семья» :
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
I этап (подготовительный) Беседа «Наша родина - Россия», «Народы России» Беседа с родителями, поход в краеведческий музей
II этап (основной) Познавательно-исследовательская деятельность:
Д/и «Угадай узор (элемент)», «Составь костюм»,
Физическое развитие:
Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать»,
Пальчиковая игра «Наша семья»
Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование из бумаги «Национальный головной убор»,
Рисование «Моя Родина-Россия»,
«Национальный костюм моего народа».
Речевое развитие:
Чтение пословиц и поговорок разных национальностей, разгадывание загадок, чтение национальных сказок русские народные «Гуси-лебеди», «Зимовье», белорусские народные «Пых», украинские «Котик и петушок», «Лисичка и журавль», литовские народные «Почему кот только после завтрака моется» и др.
С/Р игра «Встречаем гостей», «Чаепитие»
Русская народная подвижная игра «Бубенцы»,
Татарская народная подвижная игра «ЗАЙМИ МЕСТО» (БУШ УРЬШ,
Башкирская народная подвижная игра «ЭНА МЕНЯН ЕП» (ИГОЛКА И НИТКА,
Армянская народная подвижная игра «Пастух»
Беседа «Кто я», «Я знаю свою семью», «Мои национальные праздники», «Мое любимое лакомство», «Традиции семьи»,
III этап (заключительный) Презентация альбома «Национальный костюм», выставка национальных костюмов. Рассказ про свою национальность, защита проекта
•