Юлия Жукова
Этапы работы по воссозданию детьми образных и сюжетных изображений
▼ Скачать + Заказать документы
От ознакомления с игрой, анализа частей, усвоения общих способов их присоединения, соединения между собой по сторонам следует переходить к воссозданию силуэтов по образцам.
Вторым этапом этой работы является составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Этот этап работы является самым важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.
Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Кроме того, очень важно умение мысленно представлять изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. Наиболее простым видом анализа образца является зрительный, но он невозможен, без развитого умения видеть пропорциональное соотношение частей фигуры. Этот этап работы должен быть использован воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.
Упражнения по составлению фигур-силуэтов начинаются с рассматривания образца. Воспитатель помогает детям рассмотреть образец, чтобы правильно расположить части в самостоятельно составляемом силуэте.
Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам, в пропорциональном соотношении. Ошибки объясняются тем, что детям еще недоступен самостоятельный анализ расположения частей.
Таким образом, содержанием работы на этапе составления фигур-силуэтов по расчлененному образцу является обучение детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей.
За анализом следуют упражнения в составлении, ориентируясь на образец, и проверка выполнения – сравнения с образцом.
Составление силуэтов по расчлененному образцу не вызывает у детей активной умственной деятельности, а сводится в основном к копированию. Но этап необходим для упражнений в способах соединения частей, выработки умения представлять пространственные изменения, осознанно подходить к выполнению подобных заданий. Долго задерживаться на этом этапе не следует, достаточно составить 2-3 силуэта по образцам данного вида.
Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера – третий этап освоения игры, доступный детям 6-7 лет при условии их обучения.
Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части. Воссоздание осуществляется в ходе выбора способа составления на основе предварительного анализа и последующих практических действий, направленных на проверку различных способов взаимного расположения частей. На этом этапе обучения одна из задач состоит в развитии у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изображению, т. е. комбинаторных способностей.
За зрительным и мыслительным анализом следует составление, расположение частей, что и является проверкой предположения. В случае неправильных действий следует вновь вернуться к анализу образца.
Четвертым этапом освоения игр по воссозданию фигур-силуэтов является составление изображений по собственному замыслу, что включает и элемент творчества.
В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур, образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.