Нина Лукьянова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Умение воспитывать –
это все-таки искусство,
как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
А. С. Макаренко.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем, считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая интересная и нужная.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Каждое утро, приходя на работу я вижу на одном лице – настороженность, на других – интерес, надежду, а бывает и равнодушие. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближних, уважению к другим людям. С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитываю любовь и уважение к родному дому, детскому саду, селу, чувства гордости за достижения страны. Развиваю у детей интерес к доступным для его возраста явлениям общественной жизни.
Работая с детьми, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.
Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Я работаю в детском саду 7 лет и ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Маленькие дети обрушивают целый «водопад» вопросов относительно названий предметов, их свойств и действий. К детским вопросам стараюсь относиться серьёзно, поддерживаю у детей желание задавать их, благожелательно разъясняю то, о чём они спрашивают, тем самым, желая постепенно перевести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавании нового. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.
А что значит для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе сними. Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить.
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.
Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Моя педагогическая философия «Человеку важно сохранять ту способность, которая есть у каждого ребенка, - быть разным».
Люди по-разному понимают, что такое счастье. Но в большинстве своём мы счастливы, когда здоровы и веселы наши дети. И мы прикладываем немало сил, чтобы сделать их жизнь лучше нашей. И не только по долгу службы, но и по велению сердца, я стараюсь наполнить жизнь детей радостью и счастьем.
Я, как и каждый житель нашего села, знаю радости и горести каждой семьи, знаю, чем дышит каждый мой ребенок, поэтому стараюсь учесть в своей работе привычки и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Всё было за эти годы. И радость побед, и горечь неудач. Но никогда не было разочарования в выборе профессии. Каждый раз иду на работу и думаю: что интересного принесет мне этот день? Что необычного заметят сегодня дети? Чем они удивят меня? Чего я хочу от грядущего дня?
Хочу доброго взгляда, искристого смеха, неожиданного блеска в глазах, их открытости, и в то же время хочу отдать всё то, что для сегодняшнего дня накоплено, приготовлено, задумано.
Открывая дверь и попадая в другой мир — мир детей, я понимаю, что каждый раз я это делаю с лёгким трепетом. Потому что понимаю здесь все безоблачно, красиво и чисто, взрослый здесь забывает обо всех своих проблемах.
Я понимаю, что ребёнок — главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И моя задача — очень осторожно и бережно помочь ему раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Вот они — мои маленькие друзья. 24 пары радостных, любопытных глаз «маленьких людей», ждущих от меня чего-то нового, интересного, нуждающихся в моей заботе, любви смотрят на меня. И я с радостью окунаюсь в повседневную заботу, с удовольствием замечая, как постепенно приходят умиротворение, наслаждение от общения с моими любимыми детьми.
На плечи современных воспитателей, родителей и учителей выпала нелёгкая доля — воспитывать детей не просто нового поколения, но и нового века и тысячелетия. Наша жизнь с каждым годом предъявляет всё более и более высокие требования. Может быть, стоит, запастись вековой мудростью, чистотой открытого сердца и широко раскрытыми глазами ребёнка — и в Путь! Радуясь всем встречам с новыми, смелыми и таинственными незнакомцами, помня, что «дети — цветы жизни и нужно окружить их Солнечною радостью сердца».