Юлия Сергеевна Шевелева
Эссе «Воспитатель и дошкольник XXI века»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель для меня является важной вехой, которая соединяет дошкольника и социум в XXI веке. В течение многих веков образование развивалось от начальных школ до выдающихся инклюзивных школ будущего. В XXI веке задачей воспитателей сейчас состоит в том, чтобы показать дошкольникам, как пользоваться информационными благами в социуме - ради благополучия нашего мира.
Публикация «Эссе „Воспитатель и дошкольник XXI века“» размещена в разделах
Современная социально-экономическая и политическая жизнь нашей страны порождает проблемы не только экономического и политического характера, но и социального. Вопросы воспитания и обучения детей в современных условиях, постоянно изменяются. Трудно не согласиться с мнением многих ученых и практиков, современным детям нужны современные воспитатели, воспитатели - новаторы, способные вносить в свою деятельность прогрессивные идеи, внедрять нововведения, изобретать что-то полезное, нестандартное, генерировать новое.
Я считаю, что сегодня нужен не просто воспитатель, а воспитатель - исследователь, психолог, технолог, новатор. Эти качества специалиста после окончания высшего учебного педагогического заведения могут развиваться только в условиях творческого, проблемного и технологически организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении.
При условии, если воспитатель активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свой педагогический инструмент, работает над созданием собственного имиджа.
Но есть одна очень весомая проблема. Как воспитателю не переборщить с новшествами и технологиями с детьми дошкольного возраста, ведь они как «губка» впитывают в себя всю информацию без разбора, особенно когда воспитатель, является для них «кумиром»?
Можем сказать, что технологии могут быть как полезными, так и вредными для социального здоровья дошкольников. С ростом популярности социальных сетей все больше и больше детей перестают взаимодействовать со своими сверстниками в «реальной жизни», предпочитая виртуальный мир. Это может привести к ощущению изоляции и депрессии. Когда дошкольники начинают пользоваться Интернетом в юном возрасте, и большая часть их социализации происходит в виртуальном мире, они не развиваются в социальном плане. Их социальные навыки страдают.
С другой стороны, такие технологии, как социальные сети, могут помочь им найти партнеров со схожими интересами. Они могут найти поддержку и завести друзей со всего мира, которые открывают для них новые культуры. Однако, если ребенок не использует видео-технологии, а просто играет в игры или с кем-то ведет общение в сети, то он упускает обычные физические сигналы социализации, такие как язык тела или выражения лица, которые могут привести к недопониманию. Таким образом, влияние технологий на социальные навыки неоднозначно: некоторые хорошие, некоторые плохие.
То есть, получается, что наряду с высокими моральными качествами, глубокими знаниями методики учебно-воспитательной работы и психологических особенностей детей дошкольного возраста воспитатель должен иметь комплекс профессионально важных психологических качеств, которые определяют его педагогическое мастерство.
Воспитательная деятельность не может осуществляться без высокого уровня развития у педагога коммуникативных и организаторских склонностей. Ведь выполнение любой педагогической задачи требует активного общения воспитателя с детьми, умение их организовать.
Дети XXI века растут очень быстро, так же они очень ранимы и восприимчивы. Технологии являются неотъемлемой частью повседневной жизни в современном обществе. Это может быть как полезно, так и вредно. С точки зрения роста и развития детей технологии могут оказывать влияние на их интеллектуальный и образовательный рост, физический рост и социализацию. Технологии могут помочь им учиться, но вредят их физическому здоровью, это может помочь и навредить им в социальном плане.
Воспитатель как специалист с высшим образованием должен иметь высокую культуру, быть представителем передовой части общества - элиты. Высокая культура поведения вместе с высоким уровнем развития интеллекта, то есть образованностью, определяется как интеллигентность.
Как видим, педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к комплексу психологических качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Учет этих требований в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей ДОУ играет важную роль в укомплектовании дошкольных учреждений морально воспитанными, образованными работниками, профессионально способными по своим психологическим качествам к деятельности воспитателя.