Фомина Елена Анатольевна
Эссе «Воспитатель будущего»
▼ Скачать +Заказ
«ЭССЕ»
Фомина Е. А. ,
Воспитатель,
ФГБОУ «Прогимназия «Снегири» УдПРФ
«Воспитатель будущего»
«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников»
К. Гельвеций
Какой он, воспитатель будущего? Какими качествами, навыками и знаниями должен обладать для достижения успехов в своем труде? В моем представлении воспитатель будущего – это образ универсального человека, имеющего выраженную потребность в постоянном самообразовании, создателя детского коллектива, лидера изменений.
Публикация «Эссе „Воспитатель будущего“» размещена в разделах
«Умение воспитывать – это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». А. С. Макаренко.
У представителей этой профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности. Воспитатель – замечательный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. Он активный, инициативный, добрый по отношению к своим воспитанникам и коллегам.
Дети — наше будущее. А значит от педагога зависит, каким оно станет.
А что же нас ждет впереди? Может быть, воспитателя заменят роботы, умные машины, компьютеры? Не думаю, потому что эта профессия требует не только знаний, умений организовывать деятельность, обучать, но и сочувствовать, сопереживать, проявлять заботу, ласку. А это не под силу даже самой умной машине.
В системе образования постоянно происходят изменения, которые влекут за собой появление новых тенденций, меняются стандарты образования, появляется огромное количество новых программ, методик обучения и воспитания дошкольников, изменяются и потребности родителей, педагогов, социума.
Время не стоит на месте, меняется наше общество и, соответственно, меняются требования к подрастающему поколению. Современных детей уже не удивишь тем, чем удивляли нас в детстве. Поэтому я, постоянно ищу новые идеи, изучаю передовой опыт своих коллег. Постоянно самосовершенствуюсь, занимаюсь самообразованием, стараюсь не отставать от технологических новинок и всё это использую в работе с детьми. Но за этими современными технологиями я не забываю, что они только помощники педагога, которые не заменят живого непосредственного общения взрослого и ребёнка.
«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее». В. А. Сухомлинский.
Воспитатель будущего — это актер, музыкант, певец, исследователь, энциклопедист, потому что дети любят петь, слушать сказки, смотреть спектакли и участвовать в них. С удовольствием наблюдают, исследуют, думают и любят задавать много вопросов.
Необходимо, чтобы воспитатель был образованным, разносторонне развитой личностью, но готовой к постоянному самосовершенствованию и самообразованию. К основным путям развития воспитателя относят: курсы повышения квалификации, стажировки, исследовательская, экспериментальная деятельность, активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, участие в методических объединениях, обобщение педагогического опыта, самообразование, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Да, воспитатель должен идти в ногу со временем, необходимо, чтобы он владел новейшими технологиями, умел ориентироваться в мире политики и современных достижениях техники, должен быть юридически и экономически грамотным. Он организует единое информационное пространство группы, в котором будут задействованы и взаимосвязаны на информационном уровне все участники образовательного процесса. С родителями будет общаться не только офлайн, но и онлайн – через социальные сети, посредством конференцсвязи и других цифровых новинок.
И уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей педагогов становится развивать такие качества, как коммуникабельность, креативность и критическое мышление. Развитое мышление поможет, как минимум, адаптироваться к окружающим условиям, креативность уверенно позволит создать мир самому, коммуникабельность позволит договориться, аргументированно отстоять свою точку зрения, установить контакт для дружбы или сотрудничества.
Я уверена, что и в будущем секрет мастерства воспитателя будет заключаться в том, как используя современные технологии организовать педагогическое взаимодействие с родителями таким образом, чтобы у них всегда была возможность стать непосредственными участниками жизни своих детей в детском саду. Воспитатель будущего – это человек, сочетающий в себе все вышеперечисленные качества. Это человек, знающий педагогику и психологию ребенка, владеющий умениями взаимодействовать с детским коллективом, обладающий организационными и рефлексивными навыками. И, в первую очередь, это человек любящий детей.
Требования к педагогам сегодня очень серьёзные: это знание методических основ педагогической деятельности, знание психологических основ возрастной педагогики, знание и умение владеть ИКТ (информационно-коммуникативными технологиями). Компьютер, магнитные доски, мультимедийный проигрыватель, видеопроектор… Современный воспитатель должен уметь управлять всей этой техникой. Воспитатель новой формации: кто он? Суперчеловек, человек-компьютер? Нет, конечно же, нет. Мы - обыкновенные люди, со своими мыслями, страстями, мировоззрением, искренне любящие детей, беззаветно отдающие себя профессии.
Хочу отметить, что невозможно работать, не меняясь самому как личности, и не меняя что-либо в своей работе, без постоянного саморазвития и самообразования. К. Д. Ушинский сказал: «Педагог живет до тех пор, пока он учиться». Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемой и неузнаваемой – вот важная задача! И я могу с уверенностью сказать, что я, современный воспитатель, который «идет в ногу со временем», который постоянно совершенствуется, меняется, соответствуя требованиям ФГОС ДО.