Наталья Абрамова
Эссе «Важность экологического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Важность экологического воспитания в детском саду.
Воспитатель Абрамова Наталья Владиленовна.
МАДОУ д/с «Детство»
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не
научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы»
Джон Рёскин.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Экологическая проблема природы и человека в наше время является актуальной. Кроме того, воздействия человека на окружающую среду принимают серьезные масштабы. Только совместная деятельность людей, которая совершается на базе полного осознания всех законов природы, сможет спасти планету. Человек должен понимать, что он является частью природы, и именно от него зависит существование других живых существ. Для осознания значимости человеческой деятельности экологическое образование должно начинаться с дошкольного возраста.
Да, дошкольный возраст - начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания, как средства развития детей дошкольного возраста - формирование азов экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, окружающей его, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития дошкольников. Ребенок, общаясь с ней, делает множество открытий. Интересно каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не полюбить» А. Н. Сладков. Эти слова являются четкой установкой, правилом, законом.
Лучший способ рассказать ребёнку о природе - это научить ей помогать. Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экологических знаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход Именно в дошкольном возрасте ребенок учится ухаживать за растениями, домашними животными; кормить птиц, белок, предварительно изготовив вместе с родителями кормушки.
Бесспорно, самыми главными воспитателями ребенка являются его родители. Но, к сожалению, экологическая культура многих родителей оставляет желать лучшего. Поэтому перед воспитателями детского сада стоит ответственная задача научить детей видеть красоту окружающей природы, научить беречь ее, вызвать желание помогать ей. Этому детей учат как на занятиях, так и в повседневной жизни с использованием различных методов: совместной деятельности воспитателя и детей, наблюдений, организацией длительных наблюдений, метода моделирования, словесно-литературного метода.
Очень важно сформировать у детей желание самостоятельно изучать природу. Этому способствует создание разнообразной среды экологического направления. Для этого в группах оформляют уголки природы, где дети могут рассмотреть красочные альбомы и книги по теме, работать с календарями природы, наблюдать и ухаживать за растениями. На прогулке дети наблюдают за природными объектами, ставят различные опыты, осуществляют труд в природе, подкармливают птиц. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание детей на красоту окружающей природы: заснеженные деревья, первая зелень, разноцветные осенние листья, цветущие кустарники, капли воды на ветках после дождя и т. д. Привлекает воспитатель внимание детей и к звукам природы: пению птиц, шелесту листвы и другим.
Но воспитать экологически грамотного человека усилиями только воспитателя все-таки невозможно. Поэтому детский сад должен транслировать экологические знания в семью и привлекать к экологическому воспитанию родителей с помощью бесед, консультаций, сообщений, участия в экологических акциях и развлечениях. Кстати сказать, часто бывает, что именно ребенок заставляет родителей изменить отношение к природе.
Таким образом, важность того, что экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, несомненна, и одним из основных «педагогов» является детский сад.