Ольга Яковенко
Эссе «Прикладное значение курса «Сравнительная педагогика»
▼ Скачать
Истину воспитания и образования легче познать в сопоставлении различных педагогических систем, опыта прошлого и настоящего. Сравнительное изучение педагогического опыта, теорий воспитания и обучения за рубежом может служить образцом совершенствования и создания более рациональных систем образования в своем отечестве. Сравнительная педагогика как наука призвана объективно изучать в сопоставительном плане международный опыт развития теории и практики образования. Задачи отечественной сравнительной педагогики сводятся к изучению процессов, происходящих в сфере образования и воспитания за рубежом, к выявлению позитивных и негативных сторон педагогических явлений и тенденций как предпосылки для дальнейших поисков совершенствования развития отечественной педагогики и школы. Вместе с тем, у сравнительной педагогики есть свой четко обозначенный предмет исследования - это образовательные системы различных стран мира в их многообразии. И таким образом, сравнительная педагогика — это область педагогической науки, которая изучает в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики, выявляет способы и формы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта. Огромное методологическое значение для сравнительной педагогики имеют объективность, комплексность, конкретно-исторические культурологии и этнически- психологические подходы. Сравнительная педагогика должна отслеживать и анализировать динамику педагогических процессов в сочетании с множеством разнообразных сходных явлений. Первым исследователем, употребившим (1817) термин "Сравнительная педагогика", был Марк Антуан Жюльен Парижский (1775-1848). Он в брошюре «Набросок и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике», дал анализ школьно- 4 педагогического опыта Франции и Швейцарии. Под сравнительной педагогикой Жюльен понимал изучение содержания и способов воспитания и обучения, а также теорию, которая явилась бы результатом аналитического сопоставления практики образования в различных странах. Он видел в сравнительной педагогике одно из важнейших средств выработки общей для всех европейских стран педагогической теории, которая способствовала бы культурному прогрессу и сплочению народов. Помимо термина «сравнительная педагогика» в настоящее время применяются и другие. В англоязычных странах (США, Великобритания, Австралия, Канада и др.) закрепился термин «сравнительное образование», в Германии получил распространение термин «тука о сравнении образовательных систем». В качестве синонимичного понятия в научной литературе встречается термин «компаративистика (от лат. cоmpаrаrе — сравнивать). В отечественной педагогике предпочтение отдается термину «сравнительная педагогика», поскольку он наиболее адекватно отражает суть этой науки. В этом плане представляется доказательной аргументация французского компаративиста А. Векслиара, который отметил, что «хотя сравниваются образовательные системы, но метод сравнения всегда носит характер научного анализа, в данном случае педагогического, именно поэтому термин "сравнительная педагогика" наиболее приемлем». Междисциплинарный характер сравнительной педагогики обусловливает необходимость обращения к проблемам таких наук, как история, политология, социология, экономика. Привлекая данные этих наук, педагоги-компаративисты изучают общие и отличительные характеристики, закономерности и тенденции развития систем образования и воспитания на уровне отдельной страны, региона, в общемировом масштабе, выявляют специфические черты. Полемика о предмете и задачах сравнительной педагогики продолжается. В частности, речь идет о том, должна ли сравнительная педагогика концентрировать преимущественное внимание на системах образования или в состав ее главных объектов изучения следует включать и педагогическую мысль. Что является предметом сравнительной педагогики? Внимание к этому вопросу не случайно, так как четкая дефиниция предмета определяет ту или иную направленность исследований. 5 Американские компаративисты считают, что предмет сравнительной педагогики — образовательные системы различных стран мира во всем многообразии их проявлений. Английский ученый Н. Хэнс полагает, что основной предмет сравнительной педагогики как области научного знания — изучение факторов, влияющих на развитие систем образования. Ряд других зарубежных ученых (Г. Ноа, Б. Холмс и др.) убеждены в том, что сравнительная педагогика призвана играть огромную роль в определении образовательной политики и реформировании образования. Российский компаративист А. Н. Джуринский указывает, что сравнительная педагогика призвана изучать образование и воспитание в современном мире в сопоставлении, конструируя теоретические модели. Автору импонирует точка зрения американских компаративистов, "которые, по нашему убеждению, ближе и точнее всех определяют предмет сравнительной педагогики. Именно образовательные системы во всем многообразии их проявления являются предметом данной науки. Центральное место в дискуссиях занимает вопрос о том, является ли сравнительная педагогика самостоятельной научной дисциплиной или прикладной отраслью педагогического знания. Мнения ученых разделились. Английский ученый Н. Хэнс полагает, что сравнительная педагогика — это самостоятельная наука. Той же точки зрения придерживается и французский ученый А. Векслиар, российский компаративист Б. Л. Вульфсон. Другой французский специалист — М. Дебесс убеждён, что сравнительная педагогика — часть общей педагогики. Англичанин Дж. Лоурайс настаивал на том, что компаративистика — часть теории образования, анализирующая теорию и практику различных стран и культур. Само по себе сравнение образовательных систем еще не означает оформления их в отрасль педагогической науки. Только определение целей, задач, методов исследования, проблематики превращает отдельные исследования в самостоятельную отрасль науки. Основными понятиями сравнительной педагогики являются : образование, мировая система образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация 6 образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, педагогическая документация.