Анна Борисова
Эссе о моей профессии
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами своими соображениями по поводу музыкального образования дошкольников. Заранее благодарю.
Долго думала над вопросом: затрагивать ли тему о критериях, соответствующих статусу – музыкальный руководитель… И пришла к выводу – наболело.
Я сама мать и бабушка. И мне очень хотелось бы, чтобы с моими детьми и внуками занимался достойный педагог-музыкант, профессионал, ас своего дела.
Публикация «Эссе о моей профессии» размещена в разделах
Музыкой занимаюсь с 4-х лет. Позади – музыкальная школа, училище (отделение «история и теория музыки»). Обладаю абсолютным музыкальным слухом, неплохо владею инструментом, читаю с листа, транспонирую. Работала в музыкальной школе, общеобразовательной, концертмейстером в музыкальном училище (с дирижёрами, флейтистами, скрипачами, вокалистами, во Дворце культуры аккомпаниатором хореографической студии и Народного театра. А теперь – уже 11 лет являюсь музыкальным руководителем в ДОУ.
Музыкальное воспитание в ДОУ занимает особое место в дошкольной педагогике. Музыка – это живительная влага для любого человека, будь он юн, или в возрасте. Развитие музыкальности начинается ещё в материнской утробе. Будущая мама часто слушает музыку, но важно акцентировать своё внимание на примерах классики, народных и колыбельных песен. Один из наиболее важных пластов в развитии музыкальности дошкольников – это профессионализм педагога. В первую очередь, это владение инструментом, голосом, правильной речью, дикцией. Зачастую, во многих детских садах музыкальные руководители очень плохо играют на инструменте, не владеют техникой чтения с листа, транспонирования, подбора аккомпанемента и мелодии, играют, терзая инструмент, используя педаль, да, к тому же, форсируя звук, фальшиво; не слушают голоса детей. У таких педагогов в приоритете своё «бельканто». Где же бедный ребёнок услышит чистый звук?
Вспоминаю детские годы, когда на музыкальном занятии в садике садилась на стульчике к пианино, приложив ухо к торцу инструмента, и слушала, закрыв глаза от удовольствия… До сих пор помню польки Глинки, Рвхманинова, которые музыкальный руководитель исполняла вживую. Сейчас же всё отдано на откуп фанере. Допускаю, что в старшей и подготовительной группах можно использовать инструментальную музыку для танца, на утренниках – при выходе того или иного персонажа. Но использование фонограммы недопустимо, на мой взгляд, в работе с детьми 2-4-х лет. Почему? Приведу пример: идёт утренник, дети танцуют. Вдруг одна пара сбилась. Легче подыграть на инструменте, чем снова включать звукозапись, прерывая танец. То же касается и фонограммы песен, которые, думаю, уместно использовать в подготовительной группе на выпускном утреннике.
Проработав достаточное время в дошкольном учреждении, пришла к выводу, что должность музыкального руководителя универсальна. Он - и педагог, и аккомпаниатор, и сценарист, и хореограф, и декоратор, и бутафор, и костюмер, и аниматор… А не много ли обязанностей на бедную голову педагога? Ведь не каждый может ставить танцы, рисовать, шить… В идеале, для плодотворной и эффективной работы музыкального руководителя в ДОУ должны быть: костюмер, художник-оформитель, хореограф. Делаю вывод: музыкальным руководителем должен быть МУЗЫКАНТ, а не любитель-дилетант с амбициями. Хотя, чаще всего, используя максимум фонограмм, шикарную атрибутику и костюмы, которые есть у минимума ДОУ, вот эти непрофессионалы и достигают похвалы администрации и родителей, которые не всегда сведущи в музыкальной педагогике.
Анна Михайловна Борисова, муз. руководитель
ГБОУООШ № 32 г. Сызрань и ГБОУООШ п. Сборный.