Папки-передвижки

Эссе на тему «Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук»

Елена Перевалова
Эссе на тему «Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук»

Эссе на тему : «Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук».

Все смотрели новости по телевизору и слышали как красиво, гра-мотно и лаконично общаются ведущие. Также общаются и ведущие теле-визионных шоу и политики. Но стоит выйти на улицу, как культура обще-ния среди простого населения падает. Причем с каждым годом она падает все ниже и ниже. Это существенная и глобальная проблема современности.

Публикация «Эссе на тему „Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук“» размещена в разделах

По моему мнению, сказанное выше – правда, так как, общаясь с обычными людьми, можно встретить много нецензурной лексики, сорных слов. К тому многие не могут четко сформулировать свои мысли и идеи. Из – за всего этого возникают проблемы и конфликты, которых в наше время и так предостаточно. В итоге, по моему мнению, умение правильно говорить, и есть риторика.

Кстати, среди политиков и ведущих, мною много раз было замечено, что некоторые говорят красиво, но не понятно или понятно только узкому кругу людей. Например, Владимир Ильич Ленин выступал с такими реча-ми, которые были доступны и понятны каждому представителю народа. Он отлично чувствовал, какой настрой присутствует у людей, поэтому мог завлечь их практически любыми идеями. Больше всего он использовал диалог, общаясь с народом, отвечая на их вопросы. Его речь отличалась лаконичностью, конкретностью. Также он применял направляющую же-стикуляцию рук, которая только усиливала влияние на людей. Из этого всего можно сделать вывод, что риторика – это умение не только красиво говорить, но и грамотно и понятно для всех.

С моей точки зрения, если бы все люди знали хотя бы основы этой дисциплины и соблюдали ее правила, то у людей не возникало бы большое количество ссор и споров. Возможно, мы бы чаще находили общий язык друг с другом. А главное, соблюдая все правила грамотной речи, люди создавали бы о себе приятное впечатление.

Я считаю, что данную дисциплину, необходимо изучить каждому че-ловеку, а особенно педагогу. Особенно это касается тех, кто работает с людьми (ведущие, политики, педагоги, врачи, артисты и так далее). Умея четко и грамотно строить свою речь, информация, которую вы будете пы-таться донести до человека, будет воспринята им намного быстрее. Вы вы-работаете умение подбирать аргументы, убеждать людей, а главное вы научитесь строить красивую русскую речь.

В современном мире происходит большой обмен разнообразной ин-формацией, который осуществляется различными способами. В наше вре-мя, как бы печально это не звучало, но всё живое общение нам заменил Интернет. Человек XXI века живёт в быстроразвивающемся мире и идёт в ногу со временем, прогресс не стоит на месте, но ту есть одно большое но, постепенно куда-то пропадает умение грамотно и красиво говорить, изла-гать собственные мысли. Многие уже давно не обращают внимание на простейшие грамматические или пунктуационные ошибки, которые допус-кают при написании чего-либо, так как это уже норма. То же наблюдается и в устной речи. Порой человек говорит, и, иногда, сам не понимает, что он хочет сказать. Вот в этом вся беда современного общества.

Я считаю – это серьезной проблемой, так как, наверное, нет челове-ка, который бы хоть раз в жизни не понял того, что сказал его собеседник, а другой человек при этом объяснил эту мысль грамотно и доходчиво. Это говорит о то, что в русском языке столько слов, что ими можно объяснить даже самую сложную ситуацию.

Приведу другой пример, у всех в школе был преподаватель, которо-го понимали все даже самые глупые ученики. И естественно был такой преподаватель, которого практически никто не понимал.

Или другой самый популярный пример, есть телепередачи и ви-деоролики на ютюбе, который очень интересно смотреть, потому что там харизматичные, грамотные ведущие. А есть видео и телепередачи, кото-рые не интересно смотреть. Они, как правило, существуют недолго. Из этого всего можно сделать вывод, что риторика играет важную роль в со-временном мире. Если ты хочешь быть услышанным и завоевать автори-тет, то ты должен владеть ею в совершенстве.

Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что го-ворить нужно не просто правильно, но и красиво - истина. Но мало кто может похвалиться тем, что его раньше учили красноречию и что он им владеет в совершенстве. Такой предмет, как риторика, преподают не во всех учебных заведениях, а если его и включают в программу, то зачастую не могут найти хороших педагогов в этой области. Красивая речь для многих людей — это то, чему они должны обучиться, но не знают, как это можно сделать.

Для человека важно уметь общаться, так как этот навык является прекрасным помощником в жизни. На коммуникативных способностях строятся, практически, все достижения в учёбе, работе, в жизни. Если ма-териал оратором подаётся лаконично и структурировано, то он до слуша-телей дойдёт в лучшем виде. Я считаю, что именно благодаря риторике можно сделать свою речь ясной и убедительной.

А какую же роль риторика играет в развитии гуманитарных наук?

Естественно, риторика - гуманитарная словесная дисциплина. Основ-ная задача ее – научить мыслить и выражать мысль правильно, создать устойчивое представление этики слова, создать свой, особенный стиль об-щения. И только на этой нравственно - образовательной основе риторика – средство эффективности публичной речи. Я считаю, что на основе выше-перечисленного, риторику можно рассматривать, как теорию ораторского искусства, что, впрочем, не лишено оснований. По моему мнению, ритори-ка связана и с решением практических задач, особенно в области управле-ния социальными процессами, что выделяет ее практическую направлен-ность. Решение поставленных задач также увязывается с определением эф-фективность итогов деятельности. Я считаю, что такое двойственное назна-чение риторики делает ее, в определенной степени, объектом исследования как феномена, который соединяет образование и практическую деятель-ность.

Учение о риторе включало в образ ритора, по моему мнению, при-сутствие трех составляющих: этоса, логоса и пафоса, где логос и пафос ис-ходят от этоса и определяются им.

Базой риторического этоса является правильное разграничение и определение характера ответственности за слово представителей публич-ной аргументации. Присоединение публики к аргументации представляет собой готовность принять предложения ритора и действовать, так как он говорит. В основном, риторическая этика предполагает, что социум обес-печивает подготовку ритора и публики, достаточную для решения постав-ленных задач. Я полагаю, если социум пренебрегает данной обязанностью, то этот социум, и каждый его представитель несет ответственность за по-следствия этого отказа, нравственную в меру компетентности, физическую – в меру последствий.

В данном понимании отражается социальная функция риторики, ко-торая, нацелена на образование условий для социального партнерства, ко-торое характеризуется ответственностью за совместную деятельность.

Существенным является то, что риторика обладает деятельностным характером. Основная ее цель - это переход от мысли к слову, что связано с развертыванием аргументации. Я считаю, что особая роль риторики как дисциплины в том, что нужно снабдить личность знаниями и умениями, которые необходимы для превращения собственного речевого поведения в речевую деятельность – когда это нужно, то есть дать возможность стать подлинно человечным. Проблема соотношения слова и дела, слова и иных знаков в деятельности человека – это проблема организации и взаимодей-ствий в социальной сфере. Также, я считаю, что структура соотношения слова и дела - база человеческой индивидуальности, социальной психоло-гии.

В наше время риторике противостоит в значительной мере массовая коммуникация. Социальные функции риторики и массовой коммуникации противоположны: первая ведет индивид от речевого поведения к ритори-ческой деятельности, вторая – от деятельности к поведению. Массовая ин-формация включает в практический обиход социума большое количество нового материала, поток которого дезориентирует личность, ограничивая возможности принятия решений.

Смысл новой научно - гуманистической системы образования, в раз-работку и освоение которой включились многие страны под руководством ЮНЕСКО, – обеспечить преображение человека, пробуждение его спо-собности и потребности творить свой образ человеческий на основе куль-туры и единства с миром. Любая учебная дисциплина (базовая или допол-нительная, индивидуально или в совокупности с другими предметами) должна обеспечивать реализацию такого понимания смысла образования.

В заключении хочется сказать, что риторика очень важная наука, но практически не изучаемая. И ведь именно красноречия и грамотной речи не хватает современному обществу. Безусловно, ораторским искусством прекрасно владеют политики, ведущие педагоги и артисты, но азы данного искусства должны знать и обычные граждане, чтобы, хотя бы правильно и четко формулировать свои мысли. Риторика тесно связана с гуманитар-ными науками и влияет на них положительно, так как суть всех гумани-тарных наук – правильно и красиво говорить и формировать свои мысли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров, Д. Н. Риторика / Под ред. Д. Н. Александрова. – М. : Флинта: Наука, 2008 г. - 624 с.

2. Ладыженская Т. А. Роскошь или необходимость? Зачем нужна ри-торика // Учительская газета. – 2006. -№23.

3. Рождественский Ю. В. "Принципы современной риторики" - М., 2003 – 176 с.

Публикации по теме:

Роль балансборда в развитии детей дошкольного возрастаРоль балансборда в развитии детей дошкольного возраста Балансборд — популярный и эффективный инструмент для улучшения общего физического развития детей. Эти доски одновременно веселые и сложные,.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль книги в развитии дошкольника« Для ребенка чтение книги велико. Книга является источником знаний. Она поможет ребенку познавать новый, еще неизведанный мир. Перед взрослыми.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе на тему «Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук»
Опубликовано: 31 августа 2024 в 11:10
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе на тему «Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Перевалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД