Надежда Лысенкова
Эссе на тему: «Педагогика гуманизма. Как я её понимаю».
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое и практическое обоснование темы эссе.
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.
Ранее, в дошкольных учреждениях нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, культуры поведения этикета, а методами нравственного воспитания были убеждение и внушение). На современном этапе, доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм.
Публикация «Эссе на тему: „Педагогика гуманизма, Как я её понимаю“,» размещена в разделах
Итак, что же такое гуманизм и гуманность?
Гуманизм – признание ценности человечества, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека, как критерия оценки общественных ценностей.
Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. На мой взгляд, это одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения. Гуманистические ценности теперь являются основой реализации ФГОС и ФГТ.
Ознакомившись с ФГТ и ФГОС и программой «От рождения до школы» я сделала вывод: «На современном этапе человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление. В программе «От рождения до школы» «красной» линией прослеживается гуманно – личностное отношение к ребенку в каждом из направлений образовательной области. Ребёнок – субъект собственной жизни, его нужно направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него ценно и важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным».
Я считаю, что ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Задача педагога, не только любить детей, но и научить их любить людей: своих родителей, братьев и сестёр, друзей и всех тех, кто живёт с ними. Нужно сформировать у них базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности, которые и называются гуманными чувствами (такие, как добро, мать, Родина, хлеб, искусство, честь, достоинство, справедливость и д. р). Они и закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке.
Доброжелательность, заботливость является свидетельством человечности личности – чуткого, внимательного отношения к людям. Важную роль в воспитании человечности играет включение ребёнка в мир людей. Дети должны осознавать, что взаимоотношения людей являются большой ценностью, их следует поддерживать и обогащать, уважая чувства и интересы других. Педагог должен помочь детям увидеть связь, как хорошего в человеке, так и отрицательного. В разговорах о честности, например, можно выяснить, почему люди говорят неправду (боятся наказания, хотят казаться лучше и т. д). Дети должны прийти к выводу, что у правды есть много врагов, такие как страх, зависть, жадность.
Воспитание гуманистических принципов личности начинается с первых лет жизни детей. Они приобретают опыт общения с близкими людьми в процессе совместной с ними предметной и игровой деятельности. Нужно избегать ошибок семейного воспитания, недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребёнка к лучшему, чтобы он любил делать всё только хорошее.
Применяемые в педагогике гуманизма принципы требуют соблюдения следующих правил:
1. достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
2. признания права каждого ребёнка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;
3. помощи ребёнку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;
4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;
5. стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.
Основополагающая ценность гуманизма – это ценность человека. Ценность человека может проявляться в двух ипостасях:
- как ценность другого человека;
- ценность своего собственного «Я».
Развитие личности человека определяется показателями ценностного и антиценностного отношения личности. Поэтому я считаю, что задача педагога способствовать ценностному росту личности дошкольника. Те, гуманистические ценности, которые будут заложены у ребенка с детства, с тем «багажом» он и вступит во взрослую жизнь.
Что же касается формирования профессионального интереса у ребенка в будущем, то он не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности, ценности объекта либо деятельности. Ребенок ещё в раннем детстве, принимает на себя разные профессиональные роли, проигрывает связанное с ним поведение, и заканчивает в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И каким, будет его выбор профессии, зависит от тех духовных ценностей и потребностей, которые были заложены в детстве, которые им движут в настоящем. Интересы, основанные на личных способностях, чувствах, гуманности сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей. Поэтому, каждый, кто выбирает профессию педагога, должен понимать, что он берет на себя ответственность за тех, кого будет учить и воспитывать. Вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.
Заключение
Итак, принцип гуманизма в педагогике полагает признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребёнка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном сомоопределении, интеграции его в общество. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, общение, основанное на доверии.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность (компетентность) образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развивать личностные качества ребенка. Пришло время гуманитарных технологий. Принуждение становится неэффективным. Нужны средства «мягкого» влияния на обучающихся. Гуманное отношение предполагает уважение права ребёнка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.