Получи документы

Эссе «Моя педагогическая философия. Что такое педагогическое творчество» (1 фото)

Наталья Ильина
Эссе «Моя педагогическая философия. Что такое педагогическое творчество»
▼ Скачать + Заказать документы

«Я горжусь своим педагогическим кредо : моими любимыми

воспитанниками являются не послушные и безропотные, готовые

со всем соглашаться и во всём повиноваться, а своенравные, волевые,

беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла

и неправды, готовые отстаивать принципы, которые стали неотделимы

от их личности. Как бережно хранить, как заботливо лелеять надо

в человеке эти порой незаметные с первого взгляда ростки – ростки души, готовой у мужественному и бескомпромиссному труду, к борьбе

за правду, благородство».

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия, Что такое педагогическое творчество“» размещена в разделах

Эссе «Моя педагогическая философия. Что такое педагогическое творчество»

Сухомлинский В. А.

В «Толковом словаре русского языка» под ред. Ожегова термин «творчество» трактуется как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Наиболее верным синонимом к данному термину, наверное, является слово «поиск». Любое творчество – это всегда поиск нового, необычного, это решение любой задачи нетрадиционным способом. Сущность творчества, в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы; математики называют математическим чутьём…

Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и в такт природе, или берёт фальшивую ноту… Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества. Эти слова принадлежат не психологу и не педагогу, а металлургу В. Е. Грум-Гржимайло (1864-1928г., они очень образно характеризуют меру научности каждой гипотезы.

Что такое творческие способности? Люди совершают каждый день массу дел: больших и маленьких, простых и сложных. И каждое дело-задача, то более, то менее трудное. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой – старая это задача или новая.

Например, шофёр ведёт автобус по улице. При этом он решает свою профессиональную задачу. Как её решать, он хорошо знает: сначала учился, потом практиковался за время работы. Профессиональная «задача» является для него старой, известной, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону – подчас даже машинально. Недаром, шофёр, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает пассажирам замечания по микрофону, шутит. Но вот у шофёра, пришедшего в гараж, не запускается мотор. Причин может быть несколько, и ни один учебник не предусмотрит все возможные неисправности. Надо поразмыслить, найти решение. Значит, это новая задача. И, хотя она не очень сложна, её уже можно отнести к творческим задачам.

Диапазон творческих задач очень широк – от самых простых до научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Здесь требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая – исполнительская - может быть переложена и на машины, и на животных, для неё и ума не так уже много требуется.

В жизни, конечно, всё гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера почти лишён необходимости в творческой деятельности, тогда как профессия, например, педагога насквозь «пропитана» творчеством.

О важности и необходимости педагогического творчества хочется сказать отдельно. Наверное, жизненным кредо каждого педагога должен стать девиз : «Твори, выдумывай, пробуй». Иначе нельзя. Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса, цель которого – воспитание всесторонне развитой творческой личности. Отношение к детям является важнейшим мерилом цивилизованности общества. Чем гуманнее и ответственнее это отношение, чем щедрее духовный и материальный вклад в детство, тем в большей степени реализуется потенциал развития каждого человека и общества в целом.

Детство – уникальный, единственный в своём роде возраст, когда ребёнок начинает воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, учится управлять своим поведением. Известны слова Л. Н. Толстого о том, что от пятилетнего ребёнка до взрослого только один шаг, а от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. Поэтому, оттого, каким было детство человека, какой педагог был рядом с ним, во многом зависит его мировосприятие, отношение к действительности, характер и, в конечном счете, судьба. В то же время детство – это не подготовка ко взрослой жизни, а полноценная жизнь маленького человека. Все это определяет непреходящее значение детства, его самоценность, делает дошкольное воспитание приоритетным направлением развития общества.

Не всегда и не во все времена в нашей стране был уместен разговор о развитии творческой личности. В 1936г. после постановления ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» были ликвидированы важнейшие направления исследований в педагогике и психологии, что на долгие годы сделало невозможным массовую диагностику и коррекцию развития детей, реализацию дифференцированного подхода в воспитании. В педагогику были привнесены административно – командные методы руководства, что привело к авторитарному стилю работы педагогов, за организованности детей, обезличенности процесса воспитания.

Сегодня практика отечественного дошкольного образования построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и компетенцией. То есть в центре воспитательно-образовательного процесса стоит сам ребёнок. Он – субъект этого процесса. Педагог организует и направляет детскую активность, создаёт необходимые для этого условия и стимулы, он должен принимать каждого ребёнка как индивидуальность, как самобытную, суверенную личность, достойную любви и уважения. Только в этом случае можно надеется на успех. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры зависит уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств.

Есть великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума : «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность педагога – помочь ребёнку встать на этот путь.

С понятием «педагогическое творчество» неразрывно связанно понятие «новое педагогическое мышление». Воспитатель – один из тех взрослых, кто вводит детей в мир человеческой культуры. Поэтому и сам он должен обладать достаточно высоким общекультурным уровнем, жить содержательной духовной жизнью, читать, заниматься искусством (хотя бы как заинтересованный зритель и слушатель). Только при этом условии он сможет увлечь детей познанием мира и творчеством.

Педагогическое творчество – это поиск новых, интересных форм работы, где дети – не пассивные слушатели, а активные участники. Сегодня, в условиях ориентации на развитии личности ребёнка, в полной мере реализуется право педагога на выбор средств, методов и приёмов работы с детьми. Только творческий подход поможет правильно построить педагогический процесс, умело и гибко использовать рекомендации программы с учётом возраста детей, особенностей региона, национальных традиций. В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) отсутствуют жёсткая регламентация знания детей и предметный центризм в обучении. В этом смысле «Программа» открыта для изменений, и педагог имеет возможность проявить профессиональное мастерство, может варьировать темы, заменять их, учитывая конкретные условия и поставленные задачи. Главное – не просто дать как можно больше знаний, а активизировать мыслительную деятельность детей. Подход профессионального педагога к построению занятий позволяет любому ребёнку занимать позицию активного творца, созидателя. Можно добиться эффективных результатов, если рассматривать обучающие программы в совокупности и взаимопроникновении, что позволяет избавиться от формализма в воспитании. Для успешной реализации программы в детском саду необходимо создать соответствующую развивающую среду, а также спокойную, доброжелательную атмосферу. Например, создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Для творческого поиска новых, интересных форм работы очень важно сотрудничество с родителями воспитанников, а также профессиональное общение воспитателей, широкий обмен опытом, сила влияния которого огромна, если он попадает в руки думающего, творчески мыслящего, любящего дело педагога. Активизировать творческую деятельность воспитателя, передать секреты профессии, могут такие педагогические технологии, как анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, «мозговой штурм», организация дискуссий, деловая игра, педагогическая студия, мастер-класс, портфолио.

Публикации по теме:

Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия» Пусть педагогика – наука неоднозначная, И мнений о качествах воспитателя может быть много. Неоспоримо одно: выбором ему предназначено Вести.

Эссе «Моя педагогическая философия» Каждый человек в жизни должен найти то, чем было бы ему интересно заниматься, избрать ту профессию, которая наиболее соответствует его внутреннему.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия. Что такое педагогическое творчество»
Опубликовано: 1 мая 2015 в 00:10
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Моя педагогическая философия. Что такое педагогическое творчество»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД