Лилия Бровкина
Эссе «Миссия дополнительного образования в меняющемся мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое дополнительное образование?
Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, само реализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.
Публикация «Эссе „Миссия дополнительного образования в меняющемся мире“» размещена в разделах
Дополнительное образование часто можно услышать, что это сфера педагогической деятельности с высокомотивированными и талантливыми детьми, детьми с особым потенциалом, позволяющим все большему числу людей, и особенно детей, успешно адаптироваться в современном мире и реализовать себя в условиях интенсивного развития современных технологий. Но так ли это давайте с вами развираться. Сразу ли дети становиться высокомотивированными и талантливыми? Откуда у них появляется потенциал, чтобы они овладели современными технологиями?
Мир стремительно меняется вокруг нас, но кто его меняет? Это мы свами, наши ученые, инженеры, программисты. Но когда то они были маленькими детьми, затем выросли и сделали открытия. Кто им помог в этом? Те кто были с ними в самом начале их творческого пути, учителя, эти люди всегда в тени, педагоги дополнительного образования, но благодаря им мы видим прогресс человеческой мысли, говорят все великие изобретения появились от лени (чтобы меньше трудиться, облегчить себе жизнь придумали все изобретения). Но так ли это? Полет мысли, фантазии, идеи, где они зародились? На бумаге, в голове, но этому способствовал долгий путь, развития творческой мысли, первые робкие штрихи на бумаге, более уверенные рисунки, и затем пространственные чертежи. Как к этому пришел человек, ему помог педагог, наставник человек научивший думать, фантазировать, размышлять. Здесь главным помощником была художественно-изобразительная деятельность сначала в саду, затем в школе. Обратим свое внимание на изобразительную деятельность в ДОУ, дети еще не умеют рисовать, скуден сюжет, но как богато описывается словами, сколько там скрывается за тонкой линией, кривым овалом, целый мир удивительного.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, рисунка, фантазии, творчества».
Что такое творчество? Творчество это создание новых по замыслу культурных, не материальных ценностей. Желание творить – внутренняя потребность человека, творчество детей отличается искренностью и может ограничиваться лишь скудностью умения рук выполнять задуманное. Продукт художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, воображения и того практического опыта, который получил ребенок в результате изучения и ознакомления с окружающим миром. Получив новые впечатления, дети испытывают различные эмоции, которые требуют выхода наружу. И как нельзя лучше для этого подходит творчество, а именно изобразительная деятельность, где дошкольник не задумываясь, начинает творчески себя проявлять. Эмоции могут быть как положительные, так и отрицательные, но к концу работы они всегда становятся положительными.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее художественно эстетическое развитие – залог будущих успехов. Художественно-эстетическое развитие предполагает создание предпосылок к образному мышлению, развитию воображения, творческих начал, которые помогут реализовать себя ребенку в различных видах деятельности. Здесь мы говорим не о том, что ребенок обязательно должен стать художником, а о том, что мыслительные процессы будут запущены благодаря художественной деятельности.
Я считаю, что проблема развития детского творчества в дополнительном образовании является актуальной, в нашем современном времени ни кто не будет отрицать влияние компьютерных технологий на нашу жизнь. Родители все меньше времени уделяют детям, взаимодействию в свободное время, заменяя личное общение, на контакт ребенка с компьютером, планшетом, телефоном. Отсюда выходит ряд проблем как социального, так и психологического характера. Наша задача как педагогов помочь родителям взглянуть на эту проблему с другого ракурса и здесь как нельзя лучше выступает система дополнительного образования. Как помочь родителю заинтересоваться и заинтересовать ребенка новым, увлекательным, не связанным с интернет технологиями? Постепенно плавно привлекая родителей к процессу воспитания: посещение выставок, коллективные мастер-классы, экскурсии и совместное творчество способствуют развитию интереса не только у дошкольников, но и у родителей. И уже они готовы тратить свое время на дополнительное образование детей.
Мне хочется рассказать о своем опыте дополнительного образования по направлению художественно-эстетической направленности в дошкольном возрасте. Моя дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Мастерская юного художника» показала свою эффективность в работе с детьми. Это кружок по изобразительной деятельности, дети знакомятся с возможностью научиться рисовать чуть больше и сложнее, чем требует образовательная программа. Система работы построена от простого к сложному, применяя методы и приемы которые разработали советские педагоги Комарова Т. С., Васильева М. А., Тихеева Е. И. Применяя принцип наглядности и доступности. Основные задачи, которые ставятся на занятиях это раскрытие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Программа рассчитана на два года обучения, но в последнее время разработана программа для детей среднего возраста, так как много задач решаются уже в этом возрасте: правильный захват кисти, нажим, свободное движение руки по листу бумаги, владение различными форматами бумаги. Каждое занятие меняется формат А3, А4, большие листы для коллективных работ. Темы так же выбираются согласно возрасту воспитанников, но отличающиеся по насыщенности и сложности. В работу включаются виды изобразительной деятельности : предметное рисование, сюжетное рисование и по замыслу. Знакомятся с жанрами изобразительного искусства : пейзаж, натюрморт, портрет.
Пейзаж. Это изображение природы, как ребенку понять, показать многообразие мира вокруг? Отправиться на пленэр. Часто в саду мы его проводим. Рисование березовой рощи весной, цветущая клумба в летний период, золотая осень, зимушка красавица появляются на наших работах. Прежде чем начать рисовать дети наблюдают, анализируют, смотрят основные приемы передачи изображения предмета или объекта, закрепляют навык методом «Рисование в воздухе», затем приступают к своей работе, у нас нет ни одной одинаковой работы, все дети проявляют свою индивидуальность.
В каждой работе прослеживается личность ребенка, где еще не совершенна техника, оно как ей появится, если не практиковаться, и уже через определенное время у нас замечательные технически выполненные работы, относительно своего возраста.
Натюрморт особенно интересен детям. Мы рисуем натюрморты из осенних листьев и цветов, зимние композиции, весенние букеты сирени и черемухи. Летние букеты в помещении и на улице. Букет на улице особенно интересная тема для рисования, т к дети должны передать цветы и солнечный свет, для дошколят это особенно трудно, т к еще не сформировано понятие светотени, и как правило дети не видят тень и не понимают ее изображение на плоскости, но робкие попытки показать красоту уличного освещения способствуют появлению богатой цветовой палитры.
Портрет. Особенно сложная тема для детского восприятия. Рисование лица, передача характерных черт и качеств человека через рисунок, но дети это хорошие психологи и они на интуитивном уровне могут передать образ, даже нарушая пропорции. Передача цвета, формы постепенно дети осваивают такие тонкости в рисунке. Позирование друг другу особенно нравится детям, а если к этому добавить тематический костюм, то занятие становится еще интереснее. А как интересно, как же тебя нарисовали твои товарищи! И начинаются бурные обсуждения, что и как удалось или почему ты меня так изобразил? В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве.
Очень интересны тематические композиции, свободное рисование на заданную тему, здесь творческое начало ребенка раскрывается в полной мере. Фантазия, подкреплённая практическим опытом, помогает ребенку передать свою идею в полной мере, и как любой ребенок все это сопровождается активными объяснениями, что у меня там изображено, в результате чего активно развивается речевой аппарат. Дети свободно выражают свои мысли и чувства. Они способны рассуждать логически, выдумывать сказочные и фантастические сюжеты. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. Благодаря изобразительной деятельности дети становятся более раскрепощенными, уверенными в себе, а рисунки помогают им самоутвердиться.
Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В результате постепенно все трудности преодолеваются, т к у нас не может быть плохих и некрасивых рисунков, а любое творчество и самовыражение это уже успех маленького человека. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности. Дошкольные годы пролетят, но в детях останется желание узнавать изучать, что то новое. Кто то из них продолжит путь в изобразительной деятельности, кто то станет инженером, конструктором или выберет другую направленность, но у всех у них останется желание придя домой после уроков, отправится в какую либо секцию дополнительного образования, для того чтобы стать всесторонне развитой личностью. Мне, как педагогу, будет приятно получать, через годы, весточки от них, видя их успехи, в какой либо области развития, и я буду понимать, что все это было не напрасно.
Подводя итог моего эссе могу сказать с уверенностью, система дополнительного образования представляет широкий спектр различных услуг для того чтобы наше молодое поколение нашло себя и реализовало к какой либо сфере деятельности. Мое направление в развитии изобразительных способностей ребенка естественно со временем будет меняться, трансформироваться под воздействием современных технологий, но останется база, методика - разработанная еще советскими педагогами, которая способствует раскрытию творческих способностей детей.