Ирина Чуркина
Эссе «Я воспитатель — новой формации»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Воспитатель. Каким он был 20-30 лет назад, и какой он сегодня? Я считаю, самое главное для воспитателя - любовь к детям. Без этого воспитатель ничего не сможет дать детям. В детском саду для меня главное - это создание психологического комфорта для детей, и условий для развития детей.
Публикация «Эссе „Я воспитатель — новой формации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребёнку (где учитывается группа здоровья ребёнка, уровень его развития и так далее, который сегодня практикуется, отличает современные подходы в образовании от подходов 20-30-летней давности.
Однако говорить о том, что сегодня дети идут более подготовленными в школу, неправильно. И раньше воспитатели давали хорошие знания своим подопечным, только вот учебные программы и требования сегодня изменились, стали другими.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, нормативно-правовых документах федерального уровня. В первую очередь, закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №173-ФЗ, и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представления о программном обеспечении деятельности ДОУ.
В связи с этим мной были пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Это отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий. Стараюсь подобрать новые формы работы с детьми, которые позволили бы обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоё мкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения, игровые моменты, ситуации. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередую различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому органично «выстраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игра имеет множество познавательных и обучающих функций. Использую игровые упражнения, которые:
• помогают выделять характерные признаки предмета: то есть учат сравнивать;
• помогают обобщать предметы по определенным признакам;
• учат ребенка отделять вымысел от реального;
• воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Свою педагогическую деятельность планирую так чтобы:
• любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Создаю проблемные ситуации в деятельности, которые становятся частью НОД, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов деятельности;
• дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, планирую образовательную деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде;
• стимулировать детей к успеху. Поощряю активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам, отмечаю с помощью экранов настроения. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Работая воспитателем, я поняла, что главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать в детском саду. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге педагога. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания — так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию. Я считаю, что воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Для этого в своей деятельности я использую информационно- коммуникативные технологии (компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, магнитофон).
Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны, не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, одна из моих задач – это обеспечение условий для снижения гиперрактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребёнка. Для этого я использую методику засыпания «Волшебный сон»
Меняется общество, меняется окружение ребенка, меняются игрушки, информационные технологии стремительно врываются в нашу жизнь, но дети остаются детьми: робкими и смелыми, любознательными и застенчивыми, нуждающимися в заботе и внимании взрослого. Мы живем в непростое время, где много доступной для детей информации, не всегда полезной и нужной детям. Очень часто им трудно в ней разобраться. У детей появляются «ложные» ценности в жизни, поэтому я стараюсь воспитать в ребенке такие качества, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, необходимые в современном обществе, реализуя проект «О правах играя».
Я считаю, формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками у дошкольников – один из важных компонентов в структуре педагогического процесса. Для этого я составила план формирования коммуникативной деятельности «Учимся общаться» .
Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для меня научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле, стараюсь делать учение мотивированным, учу ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаю детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Готовя детей к школе, формирую у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной деятельностью — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.
Большое внимание уделяю формированию мотивационной готовности к школьному обучению будущего школьника, необходимой для благополучной адаптации к школе.
Особое внимание уделяю осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.
В своей работе планирую такие формы работы, как
• диагностирование семей;
• педагогическое просвещение родителей;
• совместное творчество детей и взрослых;
• совместные мероприятия с учреждениями социума;
• индивидуальная работа с родителями;
• информационное общение
Главная моя задача, чтобы родители моих воспитанников стали активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.
Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для меня, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.
Конечно, практический процесс по внедрению ФГОС в работе идет не всегда гладко. Но я пробую, отменяю, изменяю, принимаю определенные решения, ищу новые формы работы, на возникающие вопросы ищу ответы.
Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.
Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Работа воспитателя – это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий и эмоциональных затрат. И неважно когда - вчера, сегодня или завтра воспитатель обязан работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идти вперед к новым вершинам. Только тогда он интересен, любим своими воспитанниками, уважаем коллегами и, самое главное, доволен своей работой. У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность, дабы вложить все это в детскую душу, которая с доверчивостью смотрит в глаза. Как часто можно услышать выражение: «Все мы родом из детства», - но с годами мы забываем этот волшебный мир и не всегда сами понимаем своих собственных детей. Воспитатель же остается в мире детства навсегда! И до тех пор, пока воспитатель нужен детям, пока из детских уст звучит вопрос: «А Вы завтра придете?», профессия воспитатель будет нужна обществу и людям всего мира.