Наталья Коршунова
Эссе «Я педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Я педагог! А значит - тонкий психолог, мыслитель, писатель, артист и даже философ…
Из многочисленных определений понятия «философия» самым близким для меня является дословный перевод этого термина «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). Любовь к мудрости! Звучит красиво, не правда ли? Рассуждая над тем, в чём заключается педагогическая философия, пытаюсь найти ответ на вопрос: откуда черпается моя педагогическая мудрость?
Публикация «Эссе „Я педагог“» размещена в разделах
…Всё начинается с детства…. Да, да именно с детства. Американский писатель Марк Твен утверждал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания».
Меня, как и большинство ребятишек воспитывали любимые родители, бабушки и дедушки. Главное, что осталось в моей памяти как ребёнка то, что я была любима, надо мной царила аура спокойствия, доброты и ощущения полной надёжности и защищённости рядом с взрослыми. Много раз, засыпая вечером или просыпаясь утром, когда родители ещё не спали или уже не спали, в полголоса переговариваясь на кухне, готовя для нас с сестрой что-нибудь вкусное, я думала о том, как хорошо быть маленькой.
Затем школьные годы, первые учителя и родной двор соседского двухэтажного дома, в котором проживали «свою» жизнь такие же девчонки и мальчишки из нашего «околотка»…
Часто вспоминаю случай, когда учила нырять с пирса соседскую девчонку Ленку. Ловко объясняя ей, в каком положении должны быть ноги и руки при прыжке я обнаружила, что, не умея делать этого сама, мастерски научила её прыжкам в воду. «Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других» - писал Василий Розанов, и это действительно работает. Открытие «Я научила!» тогда стало неким откровением, взволновавшим мою детскую душу и приятно меня изумившим!
И выбор будущей профессии стал для меня настоящим, серьё зным выбором: престижный институт или педагогический колледж. Волею судьбы или счастливой случайностью я увлеклась необычайным миром - миром детской непосредственности и преданности.
Прав, тысячу раз прав советский учё ный Аксель Иванович Берг: «Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что перед ними».
Пассивным человеком не могу назвать себя точно. Постоянное саморазвитие и образование, достижение всё новых и новых высот. …И нет преграды на пути к развитию и предела совершенству, к которым я стремлюсь и которым открыто моё сердце! Именно это является для меня основным двигателем саморазвития и профессионального мастерства педагога.
При этом надо помнить золотое правило: «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» - так сказал польский врач Януш Корчак.
А в отношениях педагог – ребёнок, я считаю, необходимо предъявлять высокие требования в первую очередь к себе.
…Вижу грустные глаза малыша, понимаю, не смогла проникнуть в его внутренний мир. Значит, нужно постараться сделать всё для того, чтобы стать другом, которому можно рассказать самое сокровенное.
…Вижу отвлечённый взгляд на занятии, отсутствие интереса, понимаю, для этого непоседы нужен особенный подход. Значит, нужно постараться увлечь ребёнка настолько, чтобы ему захотелось прийти ко мне вновь и вновь.
Улыбки, радость в глазах при встрече, искреннее стремление общаться, увлечённость и интерес детей – главная награда для меня. Тонкие, практически не поддающиеся описанию душевные нити, возникающие между нами – главное, что позволяет мне добиться успеха и высоких результатов в моём непростом, но самом любом деле.
«Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями» - сказал китайский философ Конфуций. Я бы добавила, что воспитание – это наивысшая степень искусства, потому что педагог имеет дело с самым сокровенным, что есть в этом мире - детской личностью, для развития и сохранения которой необходимо быть чутким, внимательным, осторожным, умным и любящим!
Так что же является источником моей педагогической мудрости? Как вы заметили, мне очень нравится размышлять над афоризмами и анализировать их. Именно в этих коротких высказываниях содержится столько глубокого смысла! Афоризмы учат, заставляют задуматься, формируют сознание! Во многом на меня как педагога оказывают влияние высказывания философов и великих людей. Фундаментом же своей педагогической мудрости считаю жизненный опыт, основанный на мудрости многих поколений. Надеюсь, вы со мной согласитесь…