Папки-передвижки

Эмпирическое изучение эмоциональных состояний старших дошкольников

Маргарита Черныховская
Эмпирическое изучение эмоциональных состояний старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Психодиагностические методики исследования

Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС №7 "Солнышко", г Белая Калитва. Одно из направлений работы центра - коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет - 20 человек.

Целью эмпирического исследования являлось изучение эмоциональных особенностей у детей старшего дошкольного возраста.

Методики диагностики.

Публикация «Эмпирическое изучение эмоциональных состояний старших дошкольников» размещена в разделах

Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбирались методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.

Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).

По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.

Страх

1 балл - спокоен, нерешителен, малоактивен,

2 балла - таращится, пялит глаза, уклоняется,

3 балла - хмурит брови, возбужден, напряжен,

4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,

5 баллов - хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

1 балл - спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;

2 балла - надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,

3 балла - убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кула-ки;

4 балла - все отвергает, плачет, дерется,

5 баллов - орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается

Радость.

1 балл - расслаблен, слегка улыбается,

2 балла - напевает, глаза сияют, «щебечет»,

3 балла - обнимается, активно играет, широко улыбается,

4 балла - размахивает руками, прыгает, хвастается;

5 баллов - хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.

Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).

Методика позволяет определить особенности эмоционального состоя-ния ребёнка : нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Красный Желтый Зеленый Коричневый

Синий Фиолетовый Серый Черный

Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).

Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица, которая представлена в приложении [см.

При этом учитывается, что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии; наличие веге-тативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.

Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)

Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошколь-ного возраста.

Материалы: информационные карты на каждого ребенка листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные со-стояния, как они проявляются у человека.

Методика может использоваться как в процессе индивидуальной рабо-ты, так и при групповом обследовании.

Инструкция.

«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего ис-пытываешь в детском саду».

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженно-сти позитивных и негативных состояний.

В результате выявляются:

- какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

- как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).

При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные со-стояния преобладают у детей.

Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

Обработка результатов и интерпретация.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

- пространственное положение

- размер рисунка

- характеристики линий

- сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, не-обычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» как-тусов

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Результаты изучения эмоциональных состояний у старших

дошкольников

Известно, что эмоциональные состояния детей очень динамичны, поэтому использовали наблюдение за детьми в течение нескольких дней. Наблюдение проводилось в течение пяти занятий и в процессе игровой деятельности. Фиксировали проявление эмоциональных состояний : страха, гнева, радости. Для этого в исследовании использовали методику Г. Степановой «Оценка эмо-циональных проявлений». Общую оценку выставляли ту, которая соответствовала наиболее частым проявлениям наблюдаемых эмоциональных состояний.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими ряда-ми значений могут быть:

1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;

2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испы-туемых по одному и тому же набору признаков (например, личностные профили по 16-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.);

3) две групповые иерархии признаков;

4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.

Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Чтобы произвести автоматический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, необходимо выполнить действия в два шага:

Шаг 1. Ввести данные двух признаков А и В;

Шаг 2. Получить ответ.

Расчеты проводились на компьютере и подробно представлены в приложении [см. Приложение 4].

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице [см. Таб-лицу 7].

Анализ взаимосвязи эмоциональных состояний между собой показал следующее.

Положительная статистически значимая корреляция страха и гнева (г = 0,617, страха и тревожности (г = 0,749).

Отрицательная статистически значимая связь обнаружена страха и радо-сти (г = - 0,612, т. е. чем больше страхов у ребенка, тем меньше радости он испытывает. Также отрицательная статистически значимая связь обнаружена между тревожностью и радостью (г = - 0,575, т. е. чем больше тревоги у ре-бенка, тем меньше радости он испытывает.

Результаты корреляционного анализа эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональные со-стояния Страх Гнев Радость Тревожность

1 Страх - 0,617 - 0,612 0,749

2 Гнев 0,617 - - 0,254 0,23

3 Радость - 0,612 - 0,254 - - 0,575

4 Тревожность 0,749 0,23 - 0,575 -

Примечание: подчеркнуты значения, имеющие статистически значимую связь при р<0,05;

жирным шрифтом выделены значения, имеющие статистически значимую связь при р<0,01.

Не достигает уровня статистической значимости связь между гневом и радостью (г = - 0,254) и гневом и тревожностью (г = 0,23).

Так как в исследовании у детей выявлены высокая тревожность, гнев и страхи, возникает необходимость коррекции данных нарушений эмоциональ-ной сферы. В следующем параграфе представлены практические рекоменда-ции для их коррекции.

2.3 Практические рекомендации по снятию неблагоприятных

эмоциональных состояний у старших дошкольников

В исследовании выявлено, что дети дошкольного возраста испытывают часто негативные эмоциональные состояния такие, как страхи, гнев, тревож-ность, агрессивность.

На основании полученных результатов нами оставлены практические ре-комендации.

Для снятия страхов и тревожности у детей: рекомендуем детским психо-логам.

1. Обучать дошкольников приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.

2. Расширять функциональные возможностей ребенка, формируя у него необходимые навыки, умения, знания, ведущие к повышению результативно-сти деятельности, создания «запаса прочности».

3. Повышать самооценку и уверенность детей дошкольного возраста.

Для профилактики страха предлагаем использовать следующие советы.

1. Объясняйте детям, что во многих случаях страх и тревожность помо-гают ответить или выступить как можно лучше.

2. Настраивайте ребенка на эмоциональное состояние смелого победите-ля.

3. Предлагайте ребёнку вспомнить ситуацию, в которой он чувствовал спокойно.

4. Объясните значимость улыбки для снятия нервно-мышечного напря-жения.

5. Научите ребёнка правильно дышать, для снятия напряжения.

6. Проигрывайте с ребёнком ситуации, которые вызывают у него страх или тревогу.

7. Тренируйте у детей умение формулировать цель своего поведения, от-влекаясь от себя, т. е. не обращая внимание на то, что подумают другие.

Очень действенна коррекция тревожности у дошкольников с помощью психологических игр.

Рекомендуем подборку психологических игр для снятия тревожности у дошкольников. Игры из книги Г. А. Широковой [62]. Игры представлены в приложении [см. Приложение 5].

Рекомендуем использовать в психологической работе с детьми коррекционно-развивающие занятия. Тематическое планирование занятий представлено в приложении [см. Приложение 6].

Выводы по второй главе.

1. Изучение фундаментальных эмоций у старших дошкольников показа-ло, что негативное эмоциональное состояние высокой степени проявляется у 20% детей; негативное эмоциональное состояние средней степени проявляет-ся у 33,3% дошкольников; позитивное эмоциональное состояние проявляется у 46,7% детей.

2. Изучение тревожности у детей выявило следующий уровень ее проявления: высокий уровень – у 33,3% детей; средний уровень – у 53,3% детей; низкий уровень – у 13,4% детей.

3. Анализ частоты проявления эмоциональных состояний детей пока-зал, что более чем у 40% детей преобладают негативные эмоции. 60% детей ответили, что часто испытывают радость. 46,7% дошкольников группы отве-тили, что испытывают часто гнев. 20% детей группы часто испытывают печаль по причине того, что с ними мало детей дружит. 46,7% ответили, что испытывают страх (страх наказания воспитателем или родителями за плохое поведение). 26,7% детей ответили, что они испытывают зависть. 13,3% детей сказали, что испытывают отвращение.

4. Анализ взаимосвязи эмоциональных состояний между собой показал следующее. Положительная статистически значимая корреляция страха и гне-ва (г = 0,617, страха и тревожности (г = 0,749). Отрицательная статистически значимая связь обнаружена страха и радости (г = - 0,612). Отрицательная статистически значимая связь обнаружена между тревожностью и радостью (г = - 0,575, т. е. чем больше тревоги у ребенка, тем меньше радости он испытывает.

Не достигает уровня статистической значимости связь между гневом и радостью (г = - 0,254) и гневом и тревожностью (г = 0,23).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе преследовалась цель – изучить эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста.

В процессе достижения цели решались задачи исследования. Проанали-зирован исторический аспект изучения эмоций в науке; раскрыта сущность эмоциональных состояний человека; описаны особенности эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста. На основе теоретического анализа научно-методической литературы сделаны следующие выводы.

1. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание че-ловеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Разные авторы выделяют различные классификации эмоций : положительные и отрицатель-ные; эмоции, возникающие на основе личных потребностей; эмоции, связанные с личными нормами и правилами; эмоции, возникающие в результате соответствия-несоответствия чьим-то или общественным стандар-там, нормам, правилам.

2. К фундаментальным эмоциям относятся : интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина.

При этом, если две или несколько фундаментальных эмоций в комплек-се проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту.

3. Изучение эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста показало, что чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. В этом возрасте ребенок не защищен от всего многообразия переживаний, ко-торые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослы-ми и сверстниками. Старший дошкольник ребенок – пленник эмоций. По каж-дому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции фор-мируют личность ребенка. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т. д., а не их оттенки.

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Анкетирование «Изучение интересов и склонностей обучающихся» Цель: При помощи анкеты определить основные склонности воспитанников. Анкета Фамилия___Имя___класс.

Дидактическая игра для дошкольников на изучение и закрепление знаний об основных цветах «Разноцветные шарики»Дидактическая игра для дошкольников на изучение и закрепление знаний об основных цветах «Разноцветные шарики» Игра представляет собой фоновое поле форматом А4 с деталями в виде шаров разных цветов в порядке расположения цветов в радуге. Изображения.

Изучение ПДД в ДОУ с использованием программно-аппаратного комплекса «Колибри»Изучение ПДД в ДОУ с использованием программно-аппаратного комплекса «Колибри» Цели: формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах с помощью программно-аппаратного комплекса «Колибри. ПДД"; создание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмпирическое изучение эмоциональных состояний старших дошкольников
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 14:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмпирическое изучение эмоциональных состояний старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Черныховская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД