Ольга Ивановна Бойко
Эмоционально-волевое развитие — необходимое условие становления произвольного поведения будущего первоклассника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но оно имеет бесценное значение. В этот период развитие происходит как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Публикация «Эмоционально-волевое развитие — необходимое условие становления произвольного поведения будущего первоклассника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задача дошкольного образования состоит в том, что бы дать правильное направление эмоционально-волевому развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению, поэтому в своей работе большое внимание уделяем развитию эмоционально-волевой сферы детей. Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведен только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка (Л. С. Выготский). Изучение генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: дошкольное образование предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь зависит и от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны и не приятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью могут живо представить и сами чувства, когда то владевшие ими. Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально инее имеет для него большого значения.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления вот, например, счастье способствует выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные – уменьшают.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, выполнении принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, в дальнейшем не выполняются: сам мотив, послуживший основой принятия решения, может не соответствовать убеждениям человека, морали, его взглядам на жизнь. Способность к волевому усилению снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование).
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач и ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательность окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой, приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. Если вовремя не обратить внимания на нарушения в эмоциях, то это может привести к трудностям впоследствии, когда ребенок продолжит обучение в школе. Ослабление чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению
Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, эмоций.
• Для развития эмоциональности и воли детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Это помогает детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, смекалку, ловкость, уверенность в себе. А педагогам получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.
Понимание внутреннего мира и эмоционально-волевой сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют нам, педагогам, установить с детьми эмоциональный контакт и своевременно оказывать помощь в затруднительных для ребенка ситуациях, в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать и преодолеть трудности, связанные с воспитанием ребенка.
В нашем дошкольном учреждении создан банк игр по развитию коммуникативных навыков, использование которого позволяет решить следующие задачи:
• Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
• Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
• Создавать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.
• Оказывать помощь в познании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.
Основные принципы построения непосредственно образовательной деятельности.
• Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.
• Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций, положительного опыта общения.
Формирование доброжелательного отношения к ребенку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.
Основные формы, использующиеся для развития эмоционально-волевой сферы :
• Имитационные ролевые игры.
• Психогимнастика.
• Упражнения.
• Этюды.
• Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.
• Танцы.
Оценивая готовность выпускника ДОУ к школьному обучению, следует обратить внимание на развитие эмоционально-волевой сферы.
Эмоциональная готовность ребенка к обучению в школе предполагает:
а) радостное ожидание начала обучения;
б) достаточно развитые чувства;
в) сформированные эмоциональные качества личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).
Волевая готовность заключается в способности ребенка произвольно трудиться, управлять своим поведением, умственной деятельностью.
К шести годам происходит формирование основных компонентов волевого действия, но они еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения. Достижение цели определяется сформированностью мотивов.
Перед педагогами стоят следующие задачи:
а) ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
б) направлять, помогать в достижении цели;
в) приучать ребенка не отступать перед трудностями, а преодолевать их;
г) воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
У ребенка должна быть сформирована самостоятельность:
а) уметь организовывать рабочее место;
б) уметь своевременно начинать работу;
в) уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, подготовка ребенка к школе должна проводиться комплексно и на протяжении всего дошкольного детства.
Список использованной литературы:
•Б. С. Волков, Н. В. Волкова. «Дошкольная психология». М., Академический Проект, 2007.
•Ж. «Дошкольное воспитание» : М. Ю. Стожарова «Эмоциональное развитие дошкольников», № 2, 2010.
•А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей». Методические рекомендации.