Елена Дудина
Элементы технологии М. Монтессори. Применяемые во всех детских садах
▼ Скачать + Заказать документы
«. Ребенок, который посредством длительных упражнений
учился в совершенстве владеть своими движениями и действиями,
доволен тем, что может эффективно и интересно
удовлетворять свою жажду деятельности,
полон радости, здоровья и выделяется
своим спокойствием и дисциплиной.»
М. Монтессори. «Открытие ребенка»
Упражнение в практической жизни, через которые ребенок учится ухаживать за собой, самостоятельно заботиться о себе, об окружающей среде, учится правилам правильного тона, вежливого поведения обществе (Уроки вежливости и грации, учатся внимательно слушать и сдерживать порывы к ненужным разговорам (Уроки тишины). Такие элементы технологии М. Монтессори можно применять во всех детских садах, они не требуют больших затрат при подготовке дидактического материала.
Публикация «Элементы технологии М, Монтессори, Применяемые во всех детских садах» размещена в разделах
В своей статье, я хочу обратить внимание на элементы технологи М. Монтессори Уроки тишины.
На сегодняшний день есть несколько проблем, на которые, на мой взгляд, важно обратить внимание.
Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры, от переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным. Они быстро бросают начатое дело и переключаются на другое, но тоже не доводят его до конца.
Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т. д. Но мало задумываются о том, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к не нужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным? Но кто, когда и где научит этому наших детей?
Научиться слышать, создавать и наслаждаться тишиной помогают нам «Уроки тишины», которые проводятся каждый день по 5 – 10 минут. Так же на уроках тишины у детей увеличивается продолжительность концентрации их внимания, дети становятся более сосредоточенные.
Мария Монтессори, известный детский врач и автор своей методики, считала, что тишине нужно учиться, это активный процесс. Нельзя просто сказать ребенку «замолчи» и заставить его что-то понять.
Хотелось бы поделиться некоторыми упражнениями, которые мы с детьми делаем на Уроках тишины.
1. «Слушаем тишину». Дети рассаживаются на стулья по кругу. Нужно попросить детей сесть и закрыть глаза. Затем молча прислушаться и посидеть так одну, две минуты. После открыть глаза и обсудить, кто что слышал. каждый рассказывает свои ощущения - шум воды, топот, звук ветра или сигнал машины за окном и другое.
Это упражнение можно повторить еще раз и заново обсудит услышанное.
1. «Услышь свое имя»
Дети садятся в круг. Педагог присаживается за кругом и тихонько называет по очереди имена детей.
Такое упражнение можно выполнять как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Некоторые дети предпочитают закрывать глаза, это помогает им сконцентрироваться и вовремя услышать своё имя.
2. Хождение по линии с предметами – «Бесшумный как…» (придумать совместно с детьми героя)
Реквизит: круг (приклеенный скотч в форме овала, различные предметы для ношения (3 -4 предмета, это может быть колокольчик, миска с водой, миска с крупой, любой музыкальный инструмент, поднос с мячиком и др.
Упражнение: Выбирается ведущий, задача которого шепотом называть по очереди детей, которые в свою очередь выбирает себе один предмет и бесшумно идет по линии (переставляя ноги пяточка к носочку). Младшие дети могут шагать без предметов.
Как правило, детям сложно тихо ходить или, например, вставать со стула — это упражнение помогает контролировать свое тело, концентрироваться, а так же развиваем крупную моторику.
3. Угадай, какой музыкальный инструмент звучит
Реквизит: музыкальные инструменты.
Подготовка: дети садятся по кругу и закрывают глаза.
Упражнение: педагог по - очереди берет музыкальные инструменты и извлекайте из него звук. Далее дети открывают глаза и пытаются отгадать, какие инструменты звучали и в какой последовательности.
Игра учит прислушиваться к звукам и сидеть молча. Развивает память, дети запоминают последовательность звуков и музыкальных инструментов, которые извлекали эти звуки.
4. «Договоримся глазами и поменяемся местами»
Реквизит: *стулья
Упражнение: игру начинает педагог, предлагает поменяться местами, договорившись без слов. Далее педагог глазами выбирает ребенка, и они меняются местами, далее игру продолжает этот ребенок. В последующих уроках местами меняются. Далее можно усложнить задачу – поменяться местами перенося свой стул.
5. Передаем друг другу колокольчик
Реквизит: колокольчик
Упражнение: игру начинает педагог, бесшумно и медленно передает колокольчик ближе сидящему ребенку, далее дети так же передают колокольчик друг другу.
Это совсем короткие уроки просты в использовании, не требуют подготовки среды, могут использоваться в любой группе, каждым педагогом, они очень эффективны. Происходит становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Формируется способность владеть собой, управлять эмоциями и сиюминутными порывами.