Елена Дудина
Элементы технологии М. Монтессори. Применяемые во всех детских садах
▼ Скачать + Заказать документы
«. Ребенок, который посредством длительных упражнений
учился в совершенстве владеть своими движениями и действиями,
доволен тем, что может эффективно и интересно
удовлетворять свою жажду деятельности,
полон радости, здоровья и выделяется
своим спокойствием и дисциплиной.»
М. Монтессори. «Открытие ребенка»
Упражнение в практической жизни, через которые ребенок учится ухаживать за собой, самостоятельно заботиться о себе, об окружающей среде, учится правилам правильного тона, вежливого поведения обществе (Уроки вежливости и грации, учатся внимательно слушать и сдерживать порывы к ненужным разговорам (Уроки тишины). Такие элементы технологии М. Монтессори можно применять во всех детских садах, они не требуют больших затрат при подготовке дидактического материала.
Темочки:
В своей статье, я хочу обратить внимание на элементы технологи М. Монтессори Уроки тишины.
На сегодняшний день есть несколько проблем, на которые, на мой взгляд, важно обратить внимание.
Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры, от переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным. Они быстро бросают начатое дело и переключаются на другое, но тоже не доводят его до конца.
Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т. д. Но мало задумываются о том, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к не нужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным? Но кто, когда и где научит этому наших детей?
Научиться слышать, создавать и наслаждаться тишиной помогают нам «Уроки тишины», которые проводятся каждый день по 5 – 10 минут. Так же на уроках тишины у детей увеличивается продолжительность концентрации их внимания, дети становятся более сосредоточенные.
Мария Монтессори, известный детский врач и автор своей методики, считала, что тишине нужно учиться, это активный процесс. Нельзя просто сказать ребенку «замолчи» и заставить его что-то понять.
Хотелось бы поделиться некоторыми упражнениями, которые мы с детьми делаем на Уроках тишины.
1. «Слушаем тишину». Дети рассаживаются на стулья по кругу. Нужно попросить детей сесть и закрыть глаза. Затем молча прислушаться и посидеть так одну, две минуты. После открыть глаза и обсудить, кто что слышал. каждый рассказывает свои ощущения - шум воды, топот, звук ветра или сигнал машины за окном и другое.
Это упражнение можно повторить еще раз и заново обсудит услышанное.
1. «Услышь свое имя»
Дети садятся в круг. Педагог присаживается за кругом и тихонько называет по очереди имена детей.
Такое упражнение можно выполнять как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Некоторые дети предпочитают закрывать глаза, это помогает им сконцентрироваться и вовремя услышать своё имя.
2. Хождение по линии с предметами – «Бесшумный как…» (придумать совместно с детьми героя)
Реквизит: круг (приклеенный скотч в форме овала, различные предметы для ношения (3 -4 предмета, это может быть колокольчик, миска с водой, миска с крупой, любой музыкальный инструмент, поднос с мячиком и др.
Упражнение: Выбирается ведущий, задача которого шепотом называть по очереди детей, которые в свою очередь выбирает себе один предмет и бесшумно идет по линии (переставляя ноги пяточка к носочку). Младшие дети могут шагать без предметов.
Как правило, детям сложно тихо ходить или, например, вставать со стула — это упражнение помогает контролировать свое тело, концентрироваться, а так же развиваем крупную моторику.
3. Угадай, какой музыкальный инструмент звучит
Реквизит: музыкальные инструменты.
Подготовка: дети садятся по кругу и закрывают глаза.
Упражнение: педагог по - очереди берет музыкальные инструменты и извлекайте из него звук. Далее дети открывают глаза и пытаются отгадать, какие инструменты звучали и в какой последовательности.
Игра учит прислушиваться к звукам и сидеть молча. Развивает память, дети запоминают последовательность звуков и музыкальных инструментов, которые извлекали эти звуки.
4. «Договоримся глазами и поменяемся местами»
Реквизит: *стулья
Упражнение: игру начинает педагог, предлагает поменяться местами, договорившись без слов. Далее педагог глазами выбирает ребенка, и они меняются местами, далее игру продолжает этот ребенок. В последующих уроках местами меняются. Далее можно усложнить задачу – поменяться местами перенося свой стул.
5. Передаем друг другу колокольчик
Реквизит: колокольчик
Упражнение: игру начинает педагог, бесшумно и медленно передает колокольчик ближе сидящему ребенку, далее дети так же передают колокольчик друг другу.
Это совсем короткие уроки просты в использовании, не требуют подготовки среды, могут использоваться в любой группе, каждым педагогом, они очень эффективны. Происходит становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Формируется способность владеть собой, управлять эмоциями и сиюминутными порывами.