Наталья Ходырева
Экспериментирование как вид познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Ребенку с рождения присуща ориентация на познание и экспериментирование с предметами и явлениями реального мира. Так активное осознание ребенком окружающего мира происходит через действия. В младшем возрасте не столько рассматривая предметы, сколько используя тактильные и другие рецепторы,ребенок познает окружающую действительность.
Публикация «Экспериментирование как вид познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
В старшем возрасте активность проявляется в действенной форме - ею могут быть художественная, проектная, познавательно-исследовательская деятельность как необходимое условие полноценного развития ребенка. Чаще дети начинают задавать вопросы-"отчего?" и "почему?".Так и передо мной встал вопрос - как и через какой вид деятельности пробудить образное и творческое мышление старших дошкольников.
При апробации рациональных программ и методических разработок я четко представляла себе два аспекта: познавательные возможности своих воспитанников и проблемы, которые могут заинтересовать их. Чтобы иметь представление о познавательных возможностях дошкольников в области "Познавательного развития" и экологии, о круге проблем, которые их интересуют я исследовала,какие вопросы чаще задают дети взрослым. Исходной посылкой послужило следующее предположение: по незнакомой проблеме вопросы не возникают. Они возникают лишь после того,как собственные размышления над проблемой не дают положительных ответов. И ребенок приходит к выводу о невозможности получить ответ путем логических рассуждений. В этом случае остается одно: обратиться к опытам и экспериментам. Так в нашей группе, при помощи родителей появилась исследовательская лаборатория "Почемучка".Создала картотеку опытов и экспериментов, веду работу кружка "Юный почемучка", оформила копилку достижений, активно веду работу с родителями.
В экспериментировании мощно проявилась собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, продуктов детского творчества - новых моделей, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Общая исследовательская деятельность сплотила детский коллектив,а мне как педагогу помогла реализовать целевые ориентиры будущих первоклассников.
Хочется верить, что участие в экспериментальной деятельности, в проектах, в акциях, помогут нашим детям обрести уверенность в своих силах; вырасти осознающими,духовными Личностями с "планетарным мышлением" и блестяще задумать и осуществить самый главный эксперимент - жизнь.